ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Драгоценные камни в древности из "Искусственные драгоценные камни" Использование минералов и различных костей животных в целях украшения и охраны от злых духов имеет очень давнюю историю. Впервые ювелирные украшения стали использоваться, вероятно, во время последнего ледникового периода, приблизительно между 40 ООО и 20 ООО лет до н. э. Возраст резных статуэток женщин и животных, обнаруженных в Моравии, в центре Европы, определенный радиоуглеродным анализом, равен 25 ООО лет, резные предметы, которые, вероятно, имели религиозное значение, играли важную роль в жизни охотников в позднем палеолите. Пещерная живопись относится к той же культуре и, вероятно, является наиболее хорошо известной ее частью, поскольку произведения пещерного художника более драматичны, чем современные им резные изделия или ожерелья. [c.15] Египетская цивилизация непосредственно следовала за месопотамской, и ювелирные украшения этой эпохи по праву считаются самыми выдающимися по художеству и исполнению во всей истории ювелирного искусства периода, предшествующего христианству. Многим знакомы изящные ювелирные изделия, обнаруженные в гробнице Тутанхамона, и существует мнение, что красота рисунка и уровень исполнения, характерные для египетских ювелирных изделий 4000-летней давности, никогда не были превзойдены. Египтяне были очень искусными золотых дел мастерами и использовали такие материалы, как бирюза, халцедон, лазурит и другие камни. Ювелирные украшения помимо чисто декоративных целей служили знаком социального отличия. [c.17] Драгоценные камни занимали важное место в торговле с очень давних времен, и уже в 5000 г. до н. э. начали развиваться торговые пути. Египтяне использовали бирюзу, добываемую в рудниках на Синайском полуострове, кроме того, они ввозили изумруд и лазурит из Афганистана. Лазуритовые копи в Бадахшане и разработки бирюзы на Синае являются самыми древними из действующих рудников. Лазурит—голубой минерал с вкраплениями золотистого пирита—до сих пор добывают главным образом в Афганистане. Первые изображения сцен с участием золотых дел мастеров были обнаружены в гробнице Небемахета и относятся к IV династии (около 2600 г. до н. э.). Эти люди принадлежали к классу ремесленников, и их социальное положение было средним между писцами и сельскохозяйственными рабочими [6]. [c.17] Для придания желаемого цвета бусины или другие предметы опускали в раствор глазури, затем высушивали и вторично отжигали. Глазурь состояла в основном из порошка окиси кремния, но, кроме того, содержала 25% карбонатов натрия и кальция, иногда небольшое количество карбоната калия. Для получения столь популярного голубого цвета использовали какое-либо соединение меди, измельчали его и добавляли к раствору глазури. Петри [11] установил, что компоненты глазури первоначально частично сплавляли до получения пасты, которую подрумянивали до нужного оттенка, затем измельчали, добавляли к ней воду, смешивали с флюсом и получали глазурь. Иногда для придания нужных цветовых оттенков глазурь наносили в два слоя. [c.20] Остается неизвестным, как была изобретена глазурь. Петри считает, что первоначально люди просто заметили кварцевые камешки, оплавленные в древесной золе горячего костра. Согласно другой версии, глазурь случайно была открыта при плавлении меди, когда обнаружили стекло в печном шлаке, хотя высказывалось мнение, что, наоборот, плавление меди было случайно открыто при производстве фаянса Кроме растительной золы, которая являлась наиболее вероятным источником щелочных металлов, необходимых для производства стекла из окиси кремния при умеренных температурах, следует упомянуть натрон , в основном карбонат и бикарбонат натрия. Попытки смоделировать, случайное открытие способов получения глазури оказались безуспешными. [c.20] Фаянсовые бусинки в большинстве своем были синими или зелеными, поскольку это цвета лазурита и малахита, наиболее популярных природных материалов того времени [12]. В период Накада II (3500— 31(Ю гг. до н. э.) мастерство использования цвета достигло наибольшего совершенства. В Британском музее имеются экспонаты, которые вполне уверенно можно отнести к имитациям оливина и зеленого кальцита, лазурита, малахита и бирюзы [13]. Бусинки имеют различную окраску—белую, красную, фиолетовую, желтую и черную, и эти же цвета использовались при изготовлении более сложных изделий из фаянса в виде листьев или цветов. Искусство производства фаянса достигло вершины примерно к 1500 г. до н. э., когда было налажено массовое производство бусинок сложной формы в виде лепестков лотоса, колосьев злаков или листьев ивы, из которых составлялись красивые и изысканные ожерелья [14]. В это время также развивается искусство инкрустации, например изготавливаются застежки для ожерелий из белого фаянса с разноцветным растительным орнаментом. [c.20] Стекло, производившееся в Древнем Египте, по сравнению с современным содержало меньше окиси кремния и извести, но больше окислов железа и алюминия, а также значительное количество второстепенных примесей. Для получения стекла использовали смесь кварцевого песка, карбоната кальция, патрона и красителя. Процесс варки включал две стадии. Сначала при температуре около 750°С из приготовленной шихты делали спёк , а затем в глиняных тиглях при температуре 1000—1100°С его превращали в стекло. Оно было бесцветным, если в шихту не вводились окрашивающие элементы, или цветным при введении добавок пурпурным (с марганцем), черным (с железом), синим (с кобальтом), зеленым (с медью или железом), красным (с Красной окисью меди) или желтым (со свинцом, возможно совместно с сурьмой). [c.21] Египтяне полагали, что окраска — более важное качество, чем прозрачность, и, по-видимому, ценили фаянсовые или стеклянные бусы в той же мере, что и натуральные камни. [c.21] Вернуться к основной статье