ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Технологический процесс из "Химия и технология пигментов" Ртутная киноварь известна с древнейших времен и широко применялась в течение продолжительного времени. До XIII— XV вв. использовали исключительно природную киноварь, затем киноварь начали производить искусственными методами, которые постепенно совершенствовались и сохранились до последнего времени. [c.412] В настоящее время киноварь потеряла свое значение единственного красного пигмента. [c.412] По химическому составу киноварь является сернистой ртутью HgS. Она обладает очень живым и ярким красным цветом с оттенком от желтоватого до синевато-красного. Число отдельных сортов киновари, различающихся по оттенку, доходит до 15, причем наиболее ценными считаются темные сорта. Различие оттенков многочисленных сортов киновари обусловлено не разницей в их химическом составе, а явлениями физическими — преимущественно дисперсностью. Так, например, микроскопическое исследование показало, что светлые сорта киновари состоят из частиц размером 2—5 ц, а темные 5—20 ц. [c.412] Киноварь кристаллизуется в гексагональной системе, ее коэффициент преломления очень высок Ng= 3,27 Np = 2,91. [c.412] Киноварь обладает высокой укрывистостью, интенсивностью, а также устойчивостью к действию кислот и щелочей она растворяется только в царской водке. Вследствие нерастворимости в кислотах киноварь не растворяется и в кислом желудочном соке, поэтому она не ядовита. [c.412] Цвет киновари также недостаточно устойчив при нагревании, причем темные сорта темнеют весьма заметно уже при 100°, светлые же сорта — при более высокой температуре — примерно 300°. В общем виде поведение киновари при прокаливании следующее вначале она принимает синеватый оттенок и буреет, затем, при более высокой температуре, чернеет и, наконец, загорается и улетучивается в виде паров ртути и сернистого ангидрида. Без доступа воздуха она возгоняется. Потемнение и почернение ртути при нагреве также связано с образованием кубической модификации HgS. [c.413] Вследствие высокой стоимости, недостаточной стойкости к действию света, а также ядовитости ртути, применяемой в качестве сырья, ртутную киноварь употребляют в настоящее время в ограниченном количестве исключительно для производства художественных красок, где ценится ее оттенок, недостигаемый при применении других пигментов. [c.413] Интересно отметить, что обе модификации различаются также по сжимаемости (под действием высоких давлений), которая примерно вдвое больше у красной HgS, несмотря на ее меньший объем, чем у черной HgS. [c.413] Каждая модификация может быть превращена в другую путем нагрева, а именно красная - черная при 400° и черная - красная при 250—300° первый переход совершается быстро, второй очень медленно и неполно. [c.413] По более ранним данным переход черной модификации в красную происходит при температуре выше 580° однако это вряд ли может быть признано правильным. [c.413] Черная модификация переходит также в красную при обработке ее раствором щелочных сульфидов или полисульфидов, причем в этом случае переход полный. [c.413] Обе модификации при нагреве в отсутствие воздуха возгоняются, причем во всех случаях в газовой фазе происходит полный распад сернистой ртути на элементы — серу и ртуть. Температура диссоциации обеих модификаций, по данным различных исследователей, равна 330—650°, по более новым данным она соответствует 385°. [c.414] Указанные модификации сернистой ртути существуют в природе, причем красная модификация в виде минерала киновари представляет собой основную форму, в которой ртуть встречается в природе. [c.414] Во всех случаях сернистая ртуть образуется в виде черной модификации. [c.414] Красную модификацию сернистой ртути можно получить только из черной путем ее возгонки при высокой температуре с последующей конденсацией или путем обработки ее водным раствором сульфида или полисульфида щелочного металла. Тот же переход черная - красная происходит под действием высокого давления. [c.414] Получение красной модификации сернистой ртути при возгонке может быть объяснено тем, что пары ртути и серы, образующиеся при диссоциации возогнанной сернистой ртути, вступают во взаимодействие лищь при температуре, способствующей образованию красной модификации. [c.414] Образование красной модификации из черной в результате обработки водным раствором сульфида или полисульфида щелочного металла происходит вследствие способности сернистой ртути растворяться в растворах сульфидов щелочных металлов с образованием сульфосолей типа K2[HgS2] 5НгО и выпадать снова в осадок под действием сульфид-иона S . [c.414] При действии сульфидов щелочных металлов, по-видимому, происходит одновременное растворение черной модификации сернистой ртути и ее перекристаллизация в красную, которая в данных условиях менее растворима. [c.414] Таким образом, под влиянием термического воздействия (в первом случае) и растворителя (во втором) происходит переход одной модификации в другую. [c.415] Метод изготовления киновари возгонкой называется сухим, а обработкой сульфидами щелочных металлов — мокрым. На практике применяют оба метода, однако преимущественное значение имеет мокрый метод производства киновари, так как работа по этому методу менее вредна, его технологическое оформление более просто и, кроме того, при этом образуются пигменты более яркого и чистого цвета. Вместе с тем необходимо отметить, что сернистая ртуть, полученная мокрым методом, содержит некоторое количество примесей в виде серы и адсорбированных сульфидов. Эти примеси ухудщают качество пигмента, и полностью освободиться от них не удается [54, 55]. [c.415] Вернуться к основной статье