ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Светостойкость из "Химия и технология пигментов Издание 2" Цвет некоторых пигментов при действии на них света в большей или меньшей степени изменяется. Изменение цвета при освещении наблюдается также и у органических красителей. Однако характер изменения цвета у органических красителей и пигментов не одинаков у органических красителей изменение цвета почти всегда сопровождается увеличением содержания белого цвета, т. е. понижением насыщенности. При очень длительном воздействии цвет несветопрочного красителя может измениться до серого или белого. Такое изменение цвета органических красителей известно под названием выцветания. Изменение цвета минеральных пигментов протекает всегда в другом направлении большинство несветостойких пигментов при длительном освещении темнеет. [c.76] Исследованием процессов, происходящих при потемнении пигментов под действием света, было установлено, что потемнение пигментов наступает в результате либо химических реакций, либо изменений кристаллографической формы частиц пигмента. [c.76] Изучая потемнение литопона под действием света, Голынкин пришел к выводу, что темносерая окраска литопона появляется вследствие восстановления сернистого цинка до металлического. Исчезновение серой окраски после прекращения облучения, по его данным, происходит вследствие окисления выделившегося молекулярного металлического цинка в окись цинка. Эти данные подтверждаются увеличением содержания окиси цинка в литопоне после его облучения. [c.76] Изменение цвета пигментов при действии на них света происходит, повидимому, только в присутствии катализаторов. В частности, потемнение литопона вызывается лишь присутствием хотя бы незначительных количеств хлористых соединений цинка. По данным Шульца [9], примесь к литопону хлора в количестве более 0,1% делает его чувствительным к свету. Точно так же каталитически действует и присутствие влаги сухой литопон на свету либо совсем не темнеет, либо темнеет очень слабо влажный литопон темнеет в таких же условиях в течение 1—2 минут. Потемнение киновари также зависит от присутствия в ней каталитически действующих веществ. [c.77] Изменение цвета пигментов происходит при действии всей видимой части спектра, однако наиболее сильное влияние оказывает коротковолновый свет фиолетовый и ультрафиолетовый. [c.77] Изменение цвета пигментов при действии на них света не сле-. дует смешивать с изменением цвета красочной пленки, подвергнутой облучению, так как последнее изменение обусловлено изменением цвета не пигмента, а связующего. [c.77] Светостойкость пигментов определяют, наблюдая изменение их цвета при освещении солнечным или искусственным светом. Половину освещаемого образца на время экспозиции закрывают либо жестью, либо белой бумагой. По истечении определенного времени сравнивают цвет закрытой и незакрытой части образца. О светостойкости пигмента судят по времени, необходимому для заметного потемнения незакрытой половины образца. [c.77] Ртутно-кварцевая лампа может быть с успехом заменена ду-, гой с железными электродами. Такой источник света излучает очень большое количество ультрафиолетовых лучей. Для предохранения железных электродов от быстрого изнашивания, их делают полыми и изнутри охлаждают во время горения дуги проточной водой. В упрощенных конструкциях железные электроды заменены угольными с железным сердечником. [c.78] Для спокойного горения дуги напряжение на электродах должно быть 40 в и сила тока 5 а. [c.78] Так как изменение цвета пигментов зависит от степени их освещения, а последняя, в свою очередь, — от расстояния источника света от пигметна, то при испытании светостойкости пигмента последний должен находиться всегда на одинаковом расстоянии от источника света. На практике исследуемый пигмент помещают на расстоянии 20 или 30 см от горелки. [c.78] испускаемый искусственными источниками света, отличается по составу от солнечного света и поэтому изменение цвета пигмента при освещении его искусственным и солнечным светом протекает не одинаково. Козфициентов, которые позволили бы установить связь между скоростями изменения цвета пигмента под действием искусственного и естественного света, не существует. Для сравнения поведения пигмента при действии на него искусственного и солнечного света было предложено пользоваться специальной так называемой солнечной шкалой, для изготовления которой применяют краситель Виктория голубой, адсорбированный из водного раствора каолином. Полученный таким образом пигмент смешивают с раствором гуммиарабика и окрашивают этой краской белую бумагу, которую затем высушивают в темноте. При освещении высушенной бумаги солнечным светом окрашенная бумага выцветает и тем сильнее, чем дольше она освещается. Если от освещаемой бумаги через каждые полчаса отрезать полоску, то получается шкала цветов, из которых каждый соответствует определенной продолжительности освещения бумаги солнцем. Изготовленную таким образом шкалу, вЬ избежание дальнейшего выцветания, сохраняют в темноте. [c.78] ма прибора для определения степени потемнения пигментов. [c.79] Вернуться к основной статье