ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Применение пигментов и красителей из "Химия лаков, красок и пигментов Том 2" В печатных красках в качестве субстрата чаще всего применяется гидроокись алюминия, известная также под названиями легкого алюминия или гидрата . Этот диспергатор применяется в форме, имеющей ясно выраженный основной характер (см. стр. 238), и поэтому рекомендуется для адсорбции и осаждения кислотных красителей и пигментов. Сложные пигменты или лаки, специально приготовляемые для производства печатных красок, обычно содержат высокодисперсные, часто коллоиднодисперсные осажденные или флокулированные субстраты (гидроокись алю.миния без примесей или осажденная совместно с сульфатом бария). На этих субстратах осаждаются главным образом кислотные красители группы эозина и некоторые субстантивные красители нафтоловый желтый, стильбе-иовый желтый, желтый светопрочный, понсо, антозины, эозин, основные синие, кислотный фиолетовый, хинолин желтый, тар-тразин, оранжевый И, лаковые красные С и D, литоли красные и рубиновые, алый пигмент ЗВ. Из этих красителей получаютсч лаки разной прочности и яркости. Кроме указанных красителей, применяются также антрахиноновые и ализариновые, а также некоторые комплексные красители, известные под названием фаналевых, имеющие первостепенное значение для печатных красок. [c.227] К нерастворимым пигментам следует отнести также и аналогично перерабатываемые рефлексные синие, некоторые марки гелио красного и литоль красных, а также фосфорномолибденовольфрамовые комплексы основных красителей, образующие хорошо известный класс фаналевых В красителей (новых или супра). [c.228] Среди новых пигментов, представляющих большой интерес для производства печатных красок, надо отметить фталоцианиновые медные и цинковые комплексы, которые дают синие тона исключительной яркости и интенсивности, весьма светопрочные, прочные к маслу и воде. [c.228] В зависимости от назначения печатных красок применяют пигменты с высокой кроющей способностью или прозрачные пигменты. Первые закрывают предыдущий отпечаток или цвет бумаги, выявляя только свой собственный цвет. Применяя эти пигменты, можно печатать светлой краской на темном фоне они не пропускают свет и их оттенок почти не зависит от цвета подложки, на которую они нанесены. Для получения обычных одноцветных оттисков на серой бумаге или картоне целесообразно применять кроющие печатные краски, приготовленные на непрозрачных пигментах, к которым иногда добавляют белый непрозрачный пигмент (белила), например окись цинка или двуокись титана. При применении двуокиси титана надо учитывать, что она часто имеет небольшую кислотность, обусловленную неполным удалением серной кислоты в процессе производства. [c.228] Следы кислоты могут ухудшать светопрочность некоторых пигментов, входящих в состав краски , особенно, если эти пигменты взяты в небольшом количестве. Это было замечено при применении гелио красного, который в присутствии цинковых белил лишь немного изменяется под действием солнечного света, тогда как в смеси с титановыми белилами он обесцвечивается в тех же условиях через два месяца . [c.228] Пигменты, обладающие высокой кроющей способностью, не изменяют резко оттенка в зависимости от толщины слоя. Это свойство в некоторых случаях может быть использовано, но лЮ причиняет и неудобства, приводя к получению отпечатков без глубины, что недопустимо, например, при воспроизведении цветных фотографий. [c.228] Для воспроизведения художественных произведений пользуются часто триадами красок желтой, синей и красной, иногда с добавлением черной. Оттенки трех исходных красок устанавливают очень точно цветными фильтрами, которые используются для цветоделения на три клише. [c.229] Замечательной прозрачностью отличаются ализариновые лаки, особенно лаки фаналевых красителей, а также оловянные, алюминиевые и свинцовые лаки некоторых кислотных и субстантивных красителей. Следует отметить, что прозрачным должен быть не только пигмент, но и субстрат или диспергатор, примененный для изготовления печатной краски. Субстраты оказывают большое влияние на качество пигмента, и подбор их должен производиться так же тщательно, как и подбор пигментов. [c.229] Двухтоновые печатные краски могут быть получены добавлением к обычным краскам небольших количеств маслорастворимых красителей. Эффект двойного тона создается окрашенным ореолом, который образуется в процессе печатания вокруг каждой растровой точки, вследствие диффузии растворенного красителя в капилляры бумаги. Так, черная печатная краска, в которую введено небольшое количество красителя основного виктория синего, в присутствии олеина дает нормальный черный отпечаток на интенсивных участках печатной формы, а на участках с редкими растровыми точками дает черный цвет с синим оттенком, тем более интенсивным, чем мельче точки растра. Основной краситель родамин был применен для получения розовых оттенков, но его недостатком является способность проходить сквозь бумагу и давать на обратной стороне розовое пятно. Основной хризоидин имеет тот же недостаток, усугубляемый очень часто явлением миграции (отмарывания) вследствие возгонки со временем на лист бумаги, соприкасающийся с отпечатком. Применение этих красителей требует тщательного соблюдения установленных условий. [c.229] применяемые в качестве черных пигментов для производства печатных красок, состоят в основном из более или менее чистого свободного углерода. Существует несколько сортов сажи, области применения которых довольно четко разграничены. Они различаются по цвету, дисперсности и маслое.м-кости. Черные пигменты, получаемые прокаливанием без доступа воздуха органических отходов, употребляются в некоторых специальных случаях, например, когда хотят получить бархатистую поверхность или достигнуть глубины тона, трудно достижимой другими экономически приемлемыми способами. Применение этих пигментов связано со значительными трудностями, и большого интереса они не вызывают. Сырьем для получения подобных пигментов служат обезжиренные кост.и или отходы поделочной кости. Оттенок их может меняться при адсорбции растворов основных красителей. [c.230] Действительно черными пигментами являются только газовые сажи, состоящие из почти чистого аморфного углерода. Благодаря своей легкости и высокой кроющей способности они являются идеальными пигментами для изготовления всех печатных красок, в том числе газетных, наносимых самыми тонкими слоями. [c.230] Ассортимент саж, имеющихся в настоящее время на мировом рынке, так широк, что практически можно найти подходящий сорт для изготовления любого из рассмотренных типов печатных красок. Сажи подразделяются на три типа, четко отличающихся по происхождению и свойствам./Самая низкосортная сажа получается при неполном сгорании остатков канифоли, древесных смол, растительных масел или нафталина. Такая печная сажа применяется главным образом в газетных красках вследствие ее низкой стоимости и большой маслоемкости, позволяющей получать оттиски высокой плотности, что необходимо для этого вида печати. Сажи среднего качества получают при сжигании в форсунках при ограниченной подаче воздуха легких или тяжелых алифатических углеводородов. Эти продукты известны под названием ламповой сажи . Лучши. сорта сажи получаются при сжигании в герметических камерах природных или попутных нефтяных газов, богатых низкомо-лекулярными насыщенными углеводородами. Эти сажи известны под названиями газовая сажа , нефтяная сажа и arbon Ыаск (в США). [c.230] Разные сорта сажи сильно различаются по поверхностной активности частиц в зависимости от способа получения сажи и химического состава сжигаемого газа. Наибольшее повышение текучести печатных красок вызывают сажи с низким углеродным показателем. Они обычно содержат 10—12% летучих веществ, но тем не менее обладают высокой кроющей способностью. Углеродный показатель характеризует содержание в саже чистого углерода, связанного в твердом веществе. Летучие вещества — это газы, адсорбированные поверхностью или химически с нею связанные. Содержание летучих веществ определяют, выдерживая образец сажи в течение 7 мин. в платиновом тигле с крышкой при 960°. По весу остатка вычисляют содержание связанного углерода. [c.232] Адсорбированные газы оказывают решающее влияние на текучесть печатных красок и на легкость их изготовления . Наиболее маслоемкие жирные сажи адсорбируют до 92% масла, т. е. лишь немного меньше своего веса. Жирные сажи образуют легкотекучие пасты с высоковязкими маслами, рафинированными при низкой температуре, или с низковязкимн, рафинированными при высокой температуре . Напротив, тощие сажи лучше совместимы с высоковязкими маслами, рафинированными при высокой температуре. [c.232] Вернуться к основной статье