ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Комбинационные тоны из "Элементы теории биологических анализаторов" Ути компоненты расширяют спектр входного сигпала, дополняя его ближайшилги соседними гармониками частоты /ц. Аналогично влияние членов с нечетными степенями ряда (7.11) приведет к возникновению разностных тонов нечетных порядков, что еще болое расширит исходный спектр в сторону низких и высоких частот. [c.177] Напротив, комбинационные тоны (в частности, третьего порядка с частотой 2Д — /2) воспринимаются даже при относительно слабых входных сигналах. Амплитудные и частотные характеристики комбинационных тонов достаточно полно исследованы в работе [218]. Здесь мы отметим лишь очень сильную зависимость уровпя кубического комбинационного топа 2/ — Д от разности /2 — /1 частот входных тонов. Это свидетельствует о том, что данный тон не является результатом нелинейности аппарата среднего уха, обладающего сравнительно равномерной амплитудно-частотной характеристикой. Порождающий его механизм расположен, по-видимому, на том же уровне, который обеспечивает достаточно высокую избирательность фильтров влухового частотного анализатора. [c.177] Следовательно, Я можно считать порядковым номером гармоники, соответствующей слышимому комбинационному тону с минимальной частотой — такая интерпретация справедлива, разумеется, лишь в том случае, когда комплекс является гармоническим. То, что Я, не всегда является целым, обусловлено усреднением по большому числу экспериментов. [c.178] Две верхние прямые на этом рисунке соответствуют самим предъявляемым компонентам (по оси абсцисс также отложены гармонические числа, соответствующие Д и Д). Каждая расиоложекная под ними прямая соответствует одному комбинационному тону (все эти прямые параллельны друг другу). Таким образом, данный рисунок достаточно полно характеризует богатство спектра в том виде, как он воспринимается ухом. [c.179] К работе механизма усреднения частотных расстояний между снектра. Ьпы. ии ма1 симумами. [c.180] Если частотные компоненты сигнала имеют малые порядковые гармонические номера, то эффективный гармонический номер т) приближается к значению 4 (см. рис. 86), что является следствием принципа доминантности. Если обе частоты стимула превышают доминирующую область, то высота определяется областью спектра, соответствующей низкочастотным слышимым комбинационным тонам. [c.180] При наиболее высокочастотных комплексах, для которых еще возможно восприятие высоты, эффективное значение 1 не превышало 8. Ото означает, что восприятие высоты двухтонового сигнала требует наличия по крайней мере одной частотной компоненты в снектральном представлении сигнала (с учетом комбинационных тонов), частота которой не превышала бы частоты 8-й гармоники. (Эта предельная ситуация имеет место при п — 14, см. рис. 86). [c.180] Вернуться к основной статье