ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Схема воспроизведения цветного изображения на многослойных фотоматериалах из "Физические и химические основы цветной фотографии Издание 2" На рис. 1.18 (см. цветную вклейку) показан про цесс цветоделения прн съемке (печати) на цветной фотоматериал. Для удобства в качестве объекта съемки 2 выбрана таблица, включающая первичные и дополнительные к ним цвета, а такл е белый и че )ный. [c.47] Объект съемки освещается источником 1 белого (или близкого к нему) света, который, как мы зна ем, можно рассматривать как сумму трех цветоделен- ных потоков — синего, зеленого и красного. [c.47] Отраженные от объекта съемки (прошедшие через объект) лучи света попадают на соответствующие участки фотоматериала. Каждый зональный световой поток оказывает воздействие только на тот фотослой, который к этому свету чувствителен. [c.48] Участок оригинала черного цвета поглощает все три составляющие белого света, на соответствующем ему участке фотоматериала ни один из фотослоев не подвергается действию света (не будет засвечен). [c.48] На участок, соответствующий белому полю оригинала, воздействуют все три составляющие белого света — все три светочувствительных слоя будут засвечены. [c.48] Каждый участок оригинала, окрашенный в один из первичных (синий, зеленый или красный) цветов пропускает одну (в цвет которой окрашен) и задерживает две других составляющих белого света. На участке фотоматериала будет засвечен только один слой, у которого спектральная чувствительность совпадает с цветом поля оригинала. [c.48] Голубой, пурпурный и желтый участки оригинала поглощают по одной и пропускают по две составляющие белого цвета. При экспонировании на участке фотоматериала, соответствующем голубому полю оригинала, будут засвечены два слоя — сине- и зеленочувствительный, соответствующем пурпурному — сине-и красночувствительный, соответствующем желтому — зелено- и красночувствительный. [c.48] Собственно, процесс цветоделения этим исчерпывается и по описанной схеме осуществляется на всех видах цветных фотоматериалов. Различие в назначении (негативно-позитивные или обращаемые) определяет то, какой эффект в фотослое вызывает воздействие на него света. [c.48] В слоях негативно-позитивных материалов количество образовавшегося красителя прямо пропорционально действию света — чем интенсивнее свет, тем больше красителя. Там, где свет не действовал, краситель не образуется. [c.48] Схема воспроизведения цветного изображения в процессе с обращением. В свете изложенного выше в п. 1.4.2.2 рассмотрим рис. 1.17 (на цветной вклейке). [c.49] На участке обращаемого материала, соответствующем черному полю оригинала, свет не действовал ни на один из светочувствительных слоев — во всех трех слоях образуются красители (естественно, как и везде дальше, после химико-фотографической обработки), на участке, соответствующем белому полю, наоборот, во всех трех слоях красителей не будет. [c.49] Полученное на фотоматериале распределение кра-сйтелей (цветное обращенное изображение) позволяет воспроизвести, репродуцировать объект съемки, т. е. при рассматривании цвета соответствующих участков оригинала и изображения совпадают. [c.49] Напомним, что фотографическое изображение построено из красителей голубой пропускает синие и зеленые световые потоки и задерживает красный пурпурный пропускает синий и красный, задерживает зеленый желтый пропускает зеленый и красный, задерживает синий. [c.50] На участке изображения, соответствующем черному полю оригинала, образовавшиеся во всех слоях красители не пропустят ни одного из зональных световых потоков (каждый из трех красителей задержит один из трех потоков). Ка сетчатку глаза свет не поступит — это воспринимается как черный цвет. [c.50] Там где действовал белый свет, красителей не образовалось. Свет, освещающий изображение, пройдет беспрепятственно. На сетчатку будут воздействовать все три зональных световых потока — это даст ощущение белого цвета. [c.50] Участки изображения, соответствующие синему, зеленому и красному полям оригинала, содержат по два красителя, каждый из которых поглощает одну из составляющих белого света. При рассмотрении этого участка на глаз будет воздействовать только одна (непоглощенная) составляющая. Например, там где действовал свет от красного поля, желтый краситель поглотит синий, а пурпурный — зеленый световой поток. Оставшийся красный вызовет у зрителя ощущение красного цвета. Восприятие синего и зеленого — по аналогичной схеме. На участке изображения, соответствующем голубому полю оригинала, образовался голубой краситель, соответствующем пурпурному— пурпурный, желтому — желтый. Цвета всех участков совпадают с оригиналом. [c.50] Исходя из этого правила и общей схемы цветоделения (рис. 1.17), легко определить цвет участков негативного изображения (рис. 1.19) —оба рисунка на цветной вклейке). [c.51] Участок изображения, соответствующий черному полю объекта, будет иметь белый цвет. И наоборот, белому участку объекта соответствует черный участок изображения. Каждому из первичных цветов оригинала— синему, зеленому и красному — на негативе соответствует дополнительный к нему цвет субтрактивного синтеза — желтый, пурпурный, голубой. И наоборот, каждому из цветов субтрактивного синтеза оригинала — голубому, пурпурному, желтому — соответствует дополнительный к нему один из первичных цветов — красный, зеленый, синий. (рис, 1.20 на цветной вклейке). [c.51] Вернуться к основной статье