ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ из "Химия в реставрации" Памятники деревянной архитектуры, деревянные элементы конструкций в каменных зданиях и сооружениях, изделия художников, скульпторов, народных умельцев из дерева не только отражают особенности технологии их создания, но и являются художественными ценностями. Поэтому их сохранению следует уделять большое внимание. [c.6] Документы и произведения на бумажной основе (книги, рукописи, рисунки, гравюры и т.д.), изделия из тканей широко представлены в библиотеках, архивах и музеях. Их сохранение и реставрация часто вызьшают особые трудности из-за недолговечности и особой ранимости этих материалов и предметов из них. [c.6] Сохранность памятников истории и культуры сильно различается. Нередко памятники сохраняют в том виде, как они дошли до нашего времени, в некоторых случаях их приходится воссоздавать, т.е. восстанавливать их внешний облик на какой-то определенный исторический момент. [c.6] Важно сохранить не только внешний облик памятника, но и материал, из которого он изготовлен. Замена материала (изготовление макета, муляжа) приводит к утрате технологических особенностей создания данного объекта, характеризующих подлинность и индивидуальность техники работы автора данного произведения. [c.7] Устранить влияние многих факторов разрушения, связанных с общей экологической обстановкой, практически невозможно, поэтому особенно важно проводить различные консервационные и реставрационные работы, нейтрализующие это влияние химическое укрепление частично разрушенных материалов, защиту их от воздействия солнечной радиации, кислотных окислов в воздухе и воде, биологических разрушающих факторов. Существенной является работа по сохранению целостности объекта реставрации консолидация, соединение фрагментов, обобщение руинированных стен или листов бумаги способствует восстановлению механической прочности, способности противостоять дальнейшему разрушению. [c.7] Различные работы, осуществляемые для предотвращения дальнейшего разрушения и создания условий для длительного сохранения памятника, определяются как реставрация, консервация и воссоздание. [c.7] Консервация зданий-памятников имеет много общих черт с обычным ремонтом (бытует термин ремонтно-реставрационные работы ). Обязательным условием консервации является максимальное сохранение подлинного материала памятника, в том числе и в значительной мере разрушенного. Если неизбежна частичная замена подлинного материала памятника, то при реставрации необходимо применять материалы не современные (которые часто просто несовместимы со старыми), а пс5 возможности близкие к тем, которые использовались при создании самого памятника. [c.8] Вопросы защиты и укрепления частично разрушенных материалов памятников разрабатываются с учетом необходимости длительного сохранения объекта специалистами-химиками, работаюш 1ми в различных реставрационных организациях и научно-исследовательских учреждениях. Современная химия дает реставраторам набор эффективных средств, позволяющих осуществить консервацию памятников из таких недолговечных материалов, как древесина, бумага, гипс. [c.8] Реконструкция (от латинского re onstru tio — перестройка, восстановление) и воссоздание — это восстановление некоторых утраченных частей памятника, которое бьшает допустимо только в исключительных случаях. Примером воссоздания может служить уничтоженный фашистами в годы второй мировой войны и поднятый из руин дворцово-парковый комплекс Петродворца в пригороде Ленинграда. [c.8] Реставрация, консервация, воссоздание — все это этапы единого процесса, результатом которого должно быть продление жизни памятника истории и культуры. [c.8] Обязательным этапом реставрационных работ является материало-ведческое исследование объекта реставрации. На этом этапе выявляется не только состав материалов и технология их применения, но и одновременность или разновременность создания памятника, возможности целенаправленного воздействия на частично разрушенные или изменившиеся материалы, из которых он создан. [c.8] На основании предварительного исследования материалов и состояния памятника разрабатывается план реставрационных работ. Обычно в эти работы входит очистка от загрязнений или позднейших наслоений, антисептическая обработка, укрепление частично разрушенных материалов и различные работы, зависящие от специфических особенностей реставрируемого объекта. [c.8] Таким образом, реставрационный процесс включает искусствоведческий и материаловедческий анализ, выбор способов направленного воздействия на материалы реставрируемого объекта, прогнозирование его дальнейшей судьбы и границ продления срока его жизни . [c.8] Синтетические полймеры и природные модифицированные полимеры, а также реакционноспособные олигомерные и мономерные соединения применяют для реставрации произведений искусства уже около пятидесяти лет. Широкий диапазон свойств полимеров дает возможность применять их для. реставрации памятников из различных материалов. Растворы макромолекулярных соединений в органических растворителях используют в качестве клеев, лаков для поверхностных защитных покрытий, укрепления ослабленных пористых памятников. Наряду с некоторыми олигомерами они являются связующими композиций, рекомендованных для изготовления мастик и формовки утраченных фрагментов. [c.10] Водные растворы полимеров применяют в качестве клеев, на их основе получают пленки, сорбирующие загрязнения с поверхности различных материалов. Клеями, герметиками и очищающими составами являются латексы различных полимеров и сополимеров. Мономерами про-питьшают ослабленные пористые экспонаты. При последующей полимеризации мономеров происходит повышение прочности материала. [c.10] Со времени появления высокомолекулярных соединений начались исследования по определению их долговечности. Был предложен ряд методов сравнения продолжительности эксплуатации полимеров в природных условиях и в условиях искусственного старения. И хотя в настоящее время разработаны стандарты проведения искусственного старения, исследователи еще не пришли к окончательному выбору наиболее надежных методов определения долговечности полимеров. На основе теоретических исследований и многолетней практики применения полимеров в различных областях науки и техники определена степень их стойкости в условиях эксплуатации, что позволяет четко разграничить области их применения. [c.10] Несмотря на теоретические и практические достижения в области полимерной химии и технологии пока только немногие полимеры нашли применение в реставрации. Для каждого из процессов и объектов реставрации можно рекомендовать полимер, контакт которого с экспонатом наиболее целесообразен. Однако вряд ли можно представить себе полимер, который существовал бы вместе с памятником многие десятилетия без изменения исходных реставрационных качеств. [c.11] Многолетней практикой выработаны критерии выбора полимеров для реставрации памятников истории и культуры. Ниже они приведены в порядке их значимости. [c.11] Вернуться к основной статье