ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Классификационные признаки художественной гальваноскульптуры из "Гальванотехника в декоративном искусстве" Основным назначением художественной гальванопластики является воспроизведение (репродуцирование) скульптуры. Под р е-продуцированием понимают изготовление копий со скульптуры, выполняемое с полным сохранением объемных размеров и фактуры. [c.24] Следует отметить, что скульптурой называют как оригинал, изваянный скульптором, так и полученную с него в каком-либо материале копию. Исходную скульптуру называют моделью в отличие от промежуточных копий и от окончательной копии, которую называют репродукцией. Если репродукция изготовлена в металле при помощи гальванопластики, ее называют гальванорепродукцией (в частности, когда речь идет о скульптуре, — гальваноскульптурой). [c.24] Термин скульптура применяют не только к крупным монументальным произведениям (например, статуям), но и к промежуточным по размерам — настольным (например, бюстам) и к мелким (например, медалям). [c.24] С точки зрения техники репродуцирования важнейшее значение имеет пространственный ( объемный ) характер очертаний скульптуры. По этому признаку скульптуры можно прежде всего разделить иа односторонние и многосторонние. [c.24] Многосторонняя скульптура, обычно называемая круглой (статуи), может рассматриваться с любого места и со всех сторон, но чаще имеет главную, фасадную сторону. [c.24] В дальнейшем изложении нередко придется описывать приемы работы при гальваническом репродуцировании раздельно для каждой из указанных групп. [c.25] Не менее существенное значение имеет разделение скульптур по признаку разъемности. Очертание называется разъемным, если перемещение его параллельно самому себе не встречает препятствий ни в одной точке. Так, на рис. 8 очертание а является разъемным в направлении, указанном стрелками, а очертание б не обладает разъ-емностью ни в каком направлении. [c.25] Обычно очертание можно разделить на части, каждая из которых является разъемной. [c.25] Приведенные примеры относятся к двухмерным очертаниям, так как они яснее выражаются на рисунках, в практике же речь обычно идет о трехмерной (т. е. пространственной, а не плоской) разъемности, однако по существу от этого ничего не меняется. [c.25] Пространственные очертания, при разделении которых затруднения не возникают, называются простыми (идущими на выход). Напротив, пространственные очертания, которые имеют поднутрения, создающие замки , и потому не могут быть разделены, называются сложными (замковыми). [c.25] В процессе контактного копирования копируемый предмет по- крывают слоем того или иного материала, а отделив затем этот материал, получают рельеф, обратный копируемому. Контактное копирование с обратного рельефа снова дает прямой рельеф. [c.25] Все рельефы принято характеризовать по отношению к исходным моделям, а не друг к другу прямым рельефом (позитивом) называют копию, имеющую такой же вид, как модель, а обратным рельефом (негативом) — копию, обратную модели, подобно слепку с нее. [c.25] Очертание, обладающее разъемностью в позитиве, всегда обладает ею и в негативе. Однако если для придания разъемности пришлось разделить очертание в позитиве на некоторое число элементов по определенным границам, то не во всех случаях принятые границы и даже выбранное число элементов оказываются наиболее удобными и в негативе. [c.25] Вернуться к основной статье