ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Технологический процесс из "Химия и технология пигментов" Первое сообшение о железной лазури было сделано в 1710 г., но оно не содержало данных о способе ее производства. Способ получения железной лазури был опубликован лишь в 1724 г. Он заключался в прокаливании бычьей крови с поташом и осаждении подкисленной водной вытяжки этого плава железным купоросом и квасцами. Позже было установлено, что вместо крови можно применять другие вешества животного происхождения — рог, когти, волос, кожу и др. [c.588] В 1752 г. железная лазурь была разложена щелочью, и таким образом впервые была получена кровяная соль. [c.588] В дальнейшем изучением железной лазури занимался ряд выдающихся исследователей. Их работы привели к важнейшим открытиям синильной кислоты, цианидов, железосинеродистых и железистосинеродистых соединений. В результате этих исследований оказалось возможным объяснить процессы, протекающие при образовании пигмента. [c.588] Во второй половине XIX в. способ изготовления железной лазури был видоизменен ее стали получать взаимодействием железистосинеродистого калия с солью не окиси, а закиси железа. Выпадающий при этом белый осадок затем окисляется в кислой среде различными окислителями. Техническая разработка этого способа принадлежит Милори. Получаемый пигмент отличается более чистым цветом и более высокой интенсивностью поэтому в настоящее время применяют преимущественно именно этот метод. [c.589] Железные лазури, в зависимости от метода их изготовления, различаются и по названию и по составу. Лазури, полученные взаимодействием соли окиси железа с железистосинеродистой солью, называют берлинской лазурью Ре4[Ре(СЫ)б]з- Лазури, образовавшиеся при взаимодействии соли закиси железа с железистосинеродистой солью с последующим окислением выпавшего осадка, являются соединениями более сложного состава и известны под различными названиями милори, стальная синяя, парижская синяя, бронзовая синяя, небронзящая лазурь и др. [c.589] Следует, однако, отметить, что оттенок железной лазури и способность ее к бронзированию зависят не только от состава, но и от физического состояния частиц — их дисперсности и микроструктуры. [c.590] На практике обычно ограничиваются выпуском 5—6 сортов железной лазури темной, светлой, сильно бронзящей, небронзя-щей, с зеленоватым и красноватым оттенком. Для примера в табл. 85 приведен состав некоторых лазурей. [c.590] Крепкая соляная кислота, особенно в присутствии многоатомных спиртов, переводит железную лазурь в раствор при разбавлении этого раствора лазурь вновь выпадает в осадок. [c.591] Щелочи, даже самые слабые, разлагают лазурь на гидрат окиси железа и железистосинеродистую соль. [c.591] В последнее время разработаны методы получения щелочеустойчивых лазурей, обладающих определенной стойкостью по отношению к слабым и разбавленным щелочам. [c.591] К действию высоких температур железная лазурь неустойчива. До 170—180° она не изменяется, но из нее постепенно улетучивается вода (определенное количество при каждой температуре). Интересно отметить, что полное обезвоживание не наступает при 170—180° даже при длительном нагревании. При 200—280° лазурь разлагается — сгорает с образованием аммиака, синильной кислоты и окиси железа при этом происходит полное удаление адсорбированной воды. При 200° разложение лазури происходит медленно и неполно, а при 280° — почти мгновенно. [c.591] Горение л елезной лазури после начального периода протекает без дополнительного нагрева, в связи с чем при каком-либо местном перегреве может происходить разложение значительного количества ее без подвода тепла извне. Такие явления иногда имеют место в производственных условиях при сушке или размоле и не совсем правильно трактуются как самовозгорание. Горение лазури происходит без выделения пламени, в связи с чем оно обнаруживается с трудом. Внешние признаки горения — повышение температуры, потемнение массы и выделение продуктов с характерным запахом (аммиак, синильная кислота). [c.592] В масляных накрасках чувствительность железной лазури к нагреву еще более сильна при 150° довольно быстро происходит резкое изменение основного тона в зеленый, а при более длительном нагреве пленка становится коричневой и хрупкой при 200° пленка через короткое время становится черной и хрупкой. Однако эти изменения вызываются, в основном, потемнением связующего, а не пигмента. Интересно отметить, что в нитролаковом связующем цвет пленки сохраняется почти без изменения при нагреве до 150—160°. [c.592] Железная лазурь проявляет склонность к образованию коллоидных растворов при обработке ее водными растворами щавелевой и винной кислот, виннокислого аммония и железистосинеродистых солей при этом образуется так называемая растворимая лазурь. Такие же растворы получаются, если растереть лазурь с масляными кислотами и затем обработать эту пасту эфиром или хлороформом. Способность лазури образовывать коллоидные растворы связана с ее высокой дисперсностью. [c.592] Необходимо отметить, что по большинству своих свойств (сильная интенсивность, сложность состава, способность давать коллоидные растворы) железная лазурь отличается от большинства минеральных пигментов и приближается к органическим красителям. [c.592] Железную лазурь применяют в больших количествах в производстве нитрокрасок, масляных и полиграфических красок. [c.592] Для полиграфических красок особенно ценятся сорта железной лазури, обладающие большим глянцем и красноватым оттенком, т. е. бронзящие. В производстве масляных красок и нитрокрасок, наоборот, наибольшее значение имеют сорта, не обладающие бронзирующим оттенком, сообщающим накраске неприятный красный оттенок. В последние годы для масляных красок и нитрокрасок получил применение новый сорт железной лазури — так называемая небронзящая лазурь. [c.592] Вернуться к основной статье