ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Возникновенне химической атомистики и понятие молекулы из "История учения о молекуле в химии" История учения о молекуле тесно связана с историеи атомистики в целом. Период античной атомистики представляет известный интерес, ибо прообразы некоторых понятий, связанные с представлением о молекуле, возникли еще в древности. [c.5] Атомистику древнегреческих философов, несмотря на ее ограниченность и наивный характер, нельзя считать только умозрительной. Ведь не следует забывать, что Демокрит, один из основоположников античной атомистики, был эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков . Ограниченность античной атомистики обусловлена малым запасом научных знаний той эпохи, что соответствовало низкому уровню производительных сил рабовладельческого общества и общественному положению древнегреческих мыслителей они не шли дальше наблюдений и аналогий, потому что ручной труд (эксперимент) считался унизительным для, свободного гражданина. [c.5] Основоположники древнегреческой атомистики Левкипп (VI в. до н. 3.) и Демокрит (V в. до н. э.),- продолжая материалистическую линию своих предшественников (Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Гераклит), развили дальше идею об единстве материи, опираясь на представление о дискретности единой первичной материи и исходя из бесконечного разнообразия предметов и явлений природы. [c.5] Сущность античной атомистики Левкиппа и Демокрита, получившая дальнейшее развитие в философии Эпикура (IVв. до н. э.) и изложенная в художественной форме Титом Лукрецием Каром (I в. до н. э.) [1], состоит в следующем существует одна первичная материя, состоящая из атомов, различающихся по форме, величине и весу. Атомы невидимы, неделимы, непроницаемы, неизменны, неуничтожимы и несотворимы. Кроме атомов существует пустота — условие для их движения. [c.5] Эти основные положения античной атомистики отражают идею о материальности, вечности и единстве всего сущего. Их достоверность античные мыслители обосновывают и иллюстрируют соответствующими наблюдениями над явлениями природы, широко применяя метод аналогии. [c.6] Факты ограниченности явлений, их повторяемость, возрождение природы и признаки наследственности приводят Эпикура и Лукреция к идее о конечных размерах и конечном, ограниченном разнообразии видов атомов по форме и величине, а также к ограничению способов сочетания Думать, однако, нельзя, что всему сочетаться возможно всячески [I, т. 1, стр. 113]. [c.6] Что касается внешней формы атомов, то ее считали самой разнообразной Существуют атомы с угловатыми, крючкообразными, якореобразными, трезубыми и изогнутыми выступами,, которые, вступая в соприкосновение с атомами нашего тела, производят на них колющее, царапающее и т. д. впечатление, а сцепившись друг с другом крючками и выступами, образуют твердое тело .., [1, т. 2, стр. 143]. [c.6] Другими свойствами, кроме механических, атомы не наделялись считалось, что они состоят из одной и той же первичной материи, лишенной всяких чувственных качеств [1, т. 1, стр. ИЗ]. Объясняя качественные изменения тел при различных перегруппировках бескачественных атомов, Демокрит, как и Лукреций, пользуется сравнением сочетаний атомов с сочетанием букв в словах. Этот прием применяется ими весь-1ма часто и служит не только для иллюстрации, но фактически и для обоснования их тезисов [1, т. 1, стр. 19, 53, 59, 113]. [c.6] Особняком в истории античной атомистики стоит греческий философ и врач Асклепиад из Битинии (И в. до н. э.), использовавший атомистические идеи для объяснения биологических явлений (в частности, жизнедеятельности человеческого организма) и для обоснования своего метода лечения. [c.7] Учению Аристотеля удалось вытеснить материалистические идеи Демокрита и Эпикура в древней Греции. Вернулись к этим идеям в первом веке до и. э. благодаря Титу Лукрецию Кару, возродившему вместе с философией Эпикура и его атомистику. Но это продолжалось недолго, так как крушение рабовладельческого строя отразилось и на судьбе атомистики. После установления феодального общественного строя христианская церковь использует религию и священное писание как идеологическое оружие для закабаления крестьянства. Античная философия в целом была долгое время под запретом как идеология язычества. Но в XI—XII вв. эта философия становится известной в Западной Европе благодаря контакту с арабской культурой. Тогда христианская церковь принимает меры защиты она канонизирует только философию Аристотеля, выхолостив из нее все материалистическое, и использует его идеалистическое учение о формах для утверждения религиозных догматов. Таким образом, философия Аристотеля превращается в служанку богословия . Церковная догма становится основой всякого мышления, определяя характер схоластической философии средневековья. Эта философия не стремится исследовать природу и окружающую действительность— она служит только для обоснования религиозных догматов и для вывода из них правил, определяющих поведение человека в интересах господствующего класса. [c.8] Эпоха Возрождения, связанная с возникновением элементов нового капиталистического способа производства, с появлением молодого класса буржуазии, заинтересованного в развитии естественных наук как основы для развития промышленности и техники, привела и к возрождению атомистики. [c.8] Схоластическое мировоззрение, опирающееся на философию Аристотеля, не удовлетворяет новый общественный класс, и он выдвигает требование искать естественные причины явлений и использовать эксперимент в качестве орудия познания. [c.8] Так же, как нельзя сводить гуманизм к простому возрождению античного наследия в области искусства и науки, так и атомистика XVI и XVII вв. не простое воспроизведение античной атомистики. Ее идеи перерабатываются на новый лад, исходя из новых общественных условий и нового уровня естествознания. [c.8] Атеистический характер атомистики Бруно был одним из основных препятствий для ее распространения и идеи Бруно преследовались церковью и властями с большой жестокостью. Это, естественно, наложило определенный отпечаток на дальнейшее развитие атомистики. Атомисты XVII в. отступили от материалистических позиций античной атомистики и, вынужденно или по собственному убеждению пойдя на компромисс, сделали уступки теологии. [c.9] Идея об атомистической иерархии, получившая философскую основу в релятивистской концепции Бруно, была в дальнейшем развита Гассенди, Бойлем, Ньютоном и другими мыслителями XVII в. [c.9] Начавшееся к этому времени разграничение физических и химических явлений, основанное на изучении агрегатных состояний веществ и свойств растворов, не могло не привести к необходимости признать существование неизменных частиц вещества, которым присущи все его свойства. [c.9] Вернуться к основной статье