ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Клеевые краски из "Краски для дома" В настоящее время водные краски первого типа, их называют клеевыми, перестали быть популярными, попали в какую-то опалу . Нам это представ 1яется несправедливым. На наш взгляд, причина опалы состоит не в том, что нельзя яйца пускать на производство красок (вместо яичного белка можно использовать животный клей, синтетические водорастворимые полимеры). И не в том, что эти краски плохи (образцы из древности ). Истинная причина, на наш взгляд, парадоксальна они попали в опалу потому, что. .. дешевы Они невыгодны для изготовителей. [c.53] А ведь эти краски не только дешевы, но и безвредны, быстро сохнут, образуют паропроницаемые покрытия, которые при необходимости легко восстановить — они, выражаясь по-современному, обладают высокой ремонтопригодностью. И мы уверены, что пройдет немного времени и прилавки магазинов будут пестреть разнообразными водными красками. Но пока этого нет, поэтому опишем несколько рецептур таких красок для собственноручного приготовления. [c.53] Водную краску белого цвета называют побелкой, цветную — колером. [c.53] Приготовление побелки и колера. К мелу небольшими порциями добавляют воду в таком количестве, чтобы образовалась паста с консистенцией густой сметаны. Пригодность этой пасты можно проверить следующим образом. На кусочек оконного стекла наносят капельку побелки и ставят его вертикально. Если капля стекает по стеклу всего лишь на 20—30 мм, то консистенция нормальная. [c.53] После этого в побелку вводят суспензию ультрамарина, для чего диспергируют его в 100 г воды, фильтруют (например, через капроновый чулок) и добавляют к побелке. [c.54] Ультрамарин нужен в побелке для того, чтобы замаскировать ту желтизну, которая может быть у мела. [c.54] Чтобы набел (так называют слой, образующийся при высыхании побелки) не пачкал, в побелку добавляют водный раствор полимера, в нашем конкретном случае — столярного клея. Готовят его следующим образом. Раздробленный на мелкие кусочки клей заливают холодной водой и оставляют на ночь для набухания. Набухший клей разваривают при помешивании на водяной бане, добиваясь образования однородного раствора, который и добавляют небольшими порциями к побелке. [c.54] Оптимальное количество клея в побелке устанавливают с помощью такого теста. [c.54] Немного побелки наносят на стекло и высушивают, затем касаются высохшей побелки ладонью. Если побелка не пачкает и на ее поверхности не появляются блестящие полосы, то, значит, побелка приготовлена правильно. Если же от трения на поверхности появляются блестящие полосы — в побелке много клея, а это недопустимо, поскольку набел от избытка клея может растрескаться. [c.54] Побелку, доведенную до нужных кондиций, следует еще раз профильтровать через марлю. [c.54] Колер приготавливают точно так же, как и побелку, только вместо части мела используют цветной пигмент (40—50% мела заменяют примерно таким же количеством сухого пигмента). [c.54] Приготовление грунтовки. Побелка и колер с трудом ложатся на неподготовленную поверхность штукатурки и наносить их тяжело и адгезионная прочность красочного слоя невелика. Чтобы облегчить нанесение побелки и колера, а также повысить адгезионную прочность красочных слоев, формирующихся из них, необходимо штукатурку загрунтовать купоросными грунтовками. [c.54] В эмалированной кастрюле вместимостью 5 л нафевают почти до кипения 3 л воды, высыпают туда медный купорос и растворяют его при помешивании. [c.55] В другую кастрюлю наливают 2 л воды, добавляют 200 г сухого столярного клея, растворяют, как указано выше. [c.55] В третьей емкости в 2 л горячей воды растворяют мыло, нарезанное мелкими кусочками. [c.55] Горячий мыльный раствор выливают в горячий раствор клея и тщательно перемешивают. В горячую мыльноклеевую композицию при перемешивании тонкой струей вливают олифу, эмул ируя ее. В образовавшуюся эмульсию тонкой струей при тщательном перемешивании вливают раствор медного купороса. [c.55] После этого в образовавшуюся систему добавляют, опять-таки при тщательном перемешивании, мел. Его добавляют столько, чтобы образовалась масса светло-зеленого цвета. (Если цвет оказался темно-зеленым, то фунт, образовавшийся из такой грунтовки, будет очень трудно перекрыть клеевыми лакокрасочными материалами.) После этого доливают воду до 10 л. Приготовленную таким образом фунтовку фильтруют сквозь один слой марли. [c.55] Грунтовки, приготовленной в таком количестве, будет достаточно для покрытия 40 м поверхности. Хранить фунтовку более чем 3—4 суток не следует. [c.55] Грунтование. Наносят фунтовку на поверхность с помощью кисти методом двойной растушевки, т. е. двигая кисть вдоль и поперек, достаточно сильно прижимая ее к фунтуемой поверхности. [c.55] Во время высыхания грунтовки (как и клеевых красок) не следует допускать в помещении сквозняков. [c.56] Вернуться к основной статье