ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Элементы — простые вещества нашего материального мира из "Можно ли сделать золото?" Три тысячи лет пытались ученые и философы свести весь материальный мир к нескольким простым веществам — элементам. Ведь так увлекательно было думать, что все многообразие природы обусловлено несколькими немногими кирпичиками , быть может, од-ним-единственным первовеществом. [c.31] На пути к исходному философы древности увидели воду, затем воздух и, наконец, огонь как первооснову всех вещей. В 350 году до н. э. Аристотель расположил четыре элемента — огонь, землю, воздух и воду — в виде цикла, из которого выводились также свойства тепло, сухость, холод и влажность. Все явления природы хотели объяснить действием этих элементов и их превращением друг в друга. Другие философы, например греки Левкипп и Демокрит, считали, что причиной всех превращений является соединение либо отщепление мельчайших частичек — атомов. [c.31] Еще до того как древнегреческие философы ломали голову над первоосновой материи, в Китае существовало учение о том, что имеются пять элементов, которые непрерывно движутся между Землей и Небом вода, огонь, дерево, металл, земля. В начале нашей эры алхимия, возникшая на Востоке — в Индии, Китае и Японии, проникла в Европу. Когда в умах ученых начали господствовать мисти-чески-религиозные представления о великом эликсире и философском камне, понятие элемент потеряло свою классическую простоту. Оно должно было уступить место весьма непонятному и запутанному определению. [c.31] В период раннего средневековья алхимики открыли несколько новых элементов ртуть, серу, соль. К элементам причисляли и землю. По представлениям алхимиков, тяжелая жидкая ртуть олицетворяла металлическую сущность, сера — горючесть. Как соли, так и сере приписывали философское значение. [c.31] Четыре элемента древних философов. [c.32] Золото считалось у алхимиков сложным веществом, которое можно получить, например, из элемента ртути очисткой с помощью серы и философского камня. Однако такой рецепт был доступен не каждому... Аллегорические средневековые рисунки иллюстрируют это сочетание между серой — королем и ртутью — королевой. Посланник небес, Гермес, в качестве покровителя алхимии добавляет к четырем цветкам (элементам), которые держат в руках король и королева, еще пятый — квинтэссенцию. Тогда свадьба Гермеса становится полной. Из серы и ртути возникают серебро (Луна) и золото (Солнце). Поэтому золото, по представлениям алхимиков, является чем-то составным. В те времена не признавали элементарный характер золота и других твердых металлов. Многие алхимики верили в то, что они могут превращать металлы друг в друга и неблагородные металлы — в благородные. [c.32] Однако средневековая химия вовсе не исчерпывалась погоней за тайнами алхимии. Мы должны быть ей, безусловно, благодарны за значительное развитие металлургических и технологических познаний и навыков. Путем терпеливых испытаний, внимательных наблюдений и сравнений неустанно совершенствовались процессы получения стекла и керамических изделий, а также добыча железа, меди, серебра, ртути, свинца, цинка из руд. Процессы дубления кожи и крашения тканей придавали химии средневековья производственный оттенок. [c.32] Кункель получил рубиновое стекло, Бётгер — европейский твердый фарфор, Бранд, проделывая свои перегонки, открыл фосфор. Мы обязаны работам алхимиков получением спирта и пороха, а также нашими познаниями о минеральных кислотах и щелочах. [c.32] В XV и XVI веках алхимия все больше и больше теряет свое значение. В естествознании вырисовываются материалистические взгляды и воззрения, которые начинают освобождаться от оков религии и астрологии, от мистики, веры в демонов, духов и других суеверий. [c.33] Вернуться к основной статье