ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Электролитическое получение металлической копии с медали из "Практикум по прикладной электрохимии" В отличие от гальваностегии, где стремятся получить хорошую прочность сцепления осаждаемого металла с металлом основы, в гальванопластике, наоборот, осадок металла должен легко отделяться от поверхности катода. По этой причине между технологией гальваностегии и гальванопластики имеются существенные различия. [c.55] Одно из основных различий заключается в методах подготовки поверхности перед осаждением. В гальванопластике для отделения металлической копии формы из металла перед электроосаждением покрывают разделительным слоем. Если наращивание металла производят на неметаллическую форму (гипс, воск, стекло, пластмассу), то на нее наносят тонкую пленку проводящего слоя. [c.55] Эта особенность вызывает различие и в технологическом процессе электроосаждения, так как в гальванопластике обычно включают дополнительную операцию, которая называется затяжкой металлом. Ее производят перед наращиванием металла в условиях, значительно отличающихся по составам электролитов и режимам работы от обычно применяемых для осаждения металлов. Кроме того, изменение режима работы и составов электролитов требуется также из-за различной толщины отложений гальванопластическое отложение гораздо больше гальваностегического и может достигать нескольких миллиметров. [c.55] В зависимости от вида покрытия, материала, на который наносится металл, и назначения наращиваемого металла характер технологических операций может меняться. [c.55] Сравнительная дешевизна восковых композиций и хорошая связь с наносимым проводяш им слоем, простота изготовления восковых форм, повышенная точность репродукций с них делает такие формы наиболее распространенными в художественной гальванопластике. Недостатком является усадка восковых композиций, а также невозможность использования восковых форм для многократного репродуцирования. [c.56] При заливке медалей расплавленной восковой массой используют металлические противни или обечайки (например, в виде колец, прямоугольников) с высотой стенок, превышающей высоту рельефа заливаемой структуры. В слзп1ае применения обечайки восковые формы отливают на гладкой металлической плите, которую слегка нагревают-и смазывают касторовым или другим растительным маслом, чтобы застывшая восковая форма легко, отделялась. Обечайки делают с внутренним скосом в 1,5—2°, что облегчает извлечение из них затвердевших восковых форм. Периметр обечайки или противня должен быть несколько больше периметра модели, тогда готовые формы имеют достаточно прочные и широкие борта. Это необходимо для удобства расположения отверстий для груза и контактирующей подвески, а также для того, чтобы при обрезке облоя (излишка металла) по периметру наращенной скульптуры можно было бы без затруднений пользоваться ножницами. Формы надо снимать с формовочного стола после полного затвердевания, когда температура воска понизится примерно до 50 °С. Восковая форма является диэлектриком, поэтому для создания Аа ее поверхности электропроводящего слоя требуется специальная обработка. В качестве проводящего слоя можно использовать тонкие пленки графита или металлов. [c.56] Графитирование — один из самых старых и наиболее дешевых способов нанесения проводящего слоя. Существует несколько сортов графита, наиболее приемлем чешуйчатый литейный графит. Предварительно графит растирают с водой в фарфоровой ступке или в фарфоровой шаровой мельнице. Размолотый графит обрабатывают соляной кислотой для удаления содержащихся в нем окислов железа. После тщательной промывки и сушки графит просеивают через сито с числом отверстий не менее 400 на 1 см . Для повышения электропроводности графита можно обработать его нитратом серебра. С этой целью графит, смешанный с нитратом серебра (100 г графита -Ь 15 г AgNOg + 200 г HgO), после сушки прокаливают в закрытом тигле. [c.57] Графитирование восковых форм производят с большой осторожностью. Для этого применяют акварельные колонковые кисти, а также более жесткие кисти, употребляемые в масляной живописи. [c.57] Для подвода тока к форме должен быть изготовлен надежный контакт, так как проводящий слой обычно очень тонок и поэтому обладает значительным электрическим сопротивлением. Контактирование можно осуществлять до или после нанесения проводящего слоя. В зависимости от размеров медали применяют различные формы контактов при малых размерах — местные (точечные), при больших размерах — по периметру формы. [c.57] Проводники для контактирования должны быть из медной, мягкой отожженной проволоки, тщательно зачищенной шкуркой и протравленной. Диаметр проволоки в зависимости от размера форм может колебаться от 0,2 до 2 мм. [c.57] Если плотность материалов, из которых изготовлены формы, меньше плотности электролита, то формы должны быть снабжены грузами, удерживаюнщми их под уровнем электролита и не растворя-юпщмися в данном электролите. Грузы для форм отливают из свинца и покрывают парафином или воском. В качестве грузов можно применять стекло или керамику. [c.57] При завешивании форм в электролизер необходимо обратить особое внимание на то, чтобы вся поверхность, покрытая проводящим слоем, полностью смачивалась электролитом. С этой целью восковую форму перед погружением обрабатывают этиловым спиртом или смесью электролита со спиртом в отношении 1 1. После такой обработки форму, не промывая водой, быстро переносят в электролизер для затяжки, тщательно следя за тем, чтобы в углубленных местах не пристали пузырьки воздуха, так как в этих местах форма не затянется металлом. Если пузырьки все же образовались, их можно удалить мягкой кистью, путем легкого встряхивания или же форму извлекают на короткое время из электролита и снова загружают в электролизер. [c.57] Первичное покрытие (затяжка) по проводящему слою проводят в слабокислых электролитах при комнатной температуре и малой плотности тока без перемешивания, чтобы не разрушить электропроводящий слой. [c.57] Осаждение ведут при катодной плотности тока 0,5—2 А/дм и 18—25 °С в течение 0,5—1 ч. [c.58] В этом электролите при перемешивании сжатым воздухом с постоянной или периодической фильтрацией катодная плотность тока может быть доведена до 10 А/дм . Рекомендуется вводить в электролит блескообразующие добавки. По окончании процесса наращивания и до отделения металлической копии форму необходимо тщательно промыть во избежание затекания электролита в пространство между поверхностью формы и наращенным металлом. По этой же причине разъем необходимо произвести возможно быстрее. [c.58] Отделение металлической копии от восковой формы происходит за счет разных коэффициентов расширения металла и воска при нагреве путем погружения в горячую воду. После отделения от формы наращенную копию необходимо обработать так, чтобы следы материала формы и электролита были полностью удалены с ее новерхности. Для этого копию тщательно промывают бензином и водой. Затем обрезают края, обрабатывают их напильником и в заключение химически тонируют. [c.58] Тонирование — завершающий процесс отделки медальерной скульптуры, усиливающий ее выразительность. Естественное тонирование получается при длительном воздействии атмосферы, содержащей сернистые и другие соединения, на медную и бронзовую скульптуру происходит образование так называемой патины. Естественная античная патина имеет зеленовато-синеватый тон. Искусственно наносят обычно коричнево-черную патину. В литературе приведено множество рецептов, но наиболее часто употребляют растворы сульфидов аммония и натрия, тиосульфата натрия или калия, бертолетовой соли и перманганата калия. [c.58] Предварительно поверхность бронзовой медали должна быть тщательно очищена от механических примесей и, главным образом, от остатков воска. Это осуществляют протиркой поверхности медали ватным тампоном, смоченным бензином операцию ведут под тягой). [c.58] Восковую композицию загружают в водяную баню и нагревают на электроплитке или газовой горелке до 95—100 °С. Контроль за температурой осуществляют с помощью термометра работу выполняют под тягой). [c.59] Бронзовую медаль помещают в алюминиевый противень и подогревают вместе с ним до 50—60 °С. Степень нагрева медали определяют приближенно (медаль должна быть горячей на ощупь). Расплавленный воск заливают в противень. Лить его рекомендуется мед-. лепно и не на медаль, а в угол противня. Такой способ заливки обеспечивает получение хорошей формы без пор и раковин, которые образуются от включений воздуха. Высота слоя воска должна быть примерно на 8—10 мм больше, чем толщина медали. [c.59] Вернуться к основной статье