ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Субтрактивная цветная фотография из "Химия синтаксических красителей Том 4" Б растровом экране, описанном выше, цвета фотографии образуются путем смешения трех первичных цветов. В действительности окраска объекта возникает в результате поглощения (суб-трактирования) некоторой составляющей белого света. Например, после поглощения синей составляющей остается дополнительный (минус) желтый цвет, удаление зеленой составляющей приводит к пурпурному, в то время как вычитание красной компоненты из белого света дает дополнительный голубой цвет. [c.321] ПОЗИТИВЫ на прозрачных подложках в цвете, дополнительном к цвету, используемому для образования негатива. Так, негатив, полученный через красный фильтр, давал позитив, в котором красные участки фотографируемого объекта были прозрачны, как в системе Максвелла. Однако в отпечатке Дю-Орона фон был не черным, а голубым (т. е. поглощающим красный цвет). [c.322] Аналогичные позитивы были получены для зеленых и синих участков объекта соответственно с пурпурным (поглощающим зеленый) и желтым (поглощающим синий) фоном. [c.322] Дю-Орон также считал, что разделенные негативы могут быть получены в результате только одного экспонирования, если три пластины наложить друг на друга и получить тройную систему ( трипак ), показанную на рис. VI. 2. Желтый фильтр под эмульсионным слоем, очувствленном к синему свету, предотвращает нежелательное действие синих лучей на расположенные ниже слои, очувствленные к синим + зеленым и синим - - красным лучам света. Трипак не давал возможности получить резкие во всех эмульсионных слоях изображения из-за довольно большой общей толщины этой тройной системы. Для достижения приемлемых по резкости изображений три эмульсионных слоя должны находиться в контакте для того, чтобы предотвратить рассеивание света от внутренних поверхностей и обеспечить единую фокальную плоскость. [c.323] В ранней литературе по фотографии описывается ряд фотоматериалов системы трипак, отвечающих этим требованиям. Однако только в 1912 г. Фишер [6] описал систему, имевшую перспективы для внедрения в практику. В фишеровской трехслойной пленке три эмульсионных слоя, необходимые для цветоделения, наносились один на другой на одной подложке и представляли собой неделимое целое. Нижний эмульсионный слой был селективно очувствлен к красному свету, средний — к зеленому, а верхний был чувствителен только к синему (рис. VI. 3). Желтый фильтр, расположенный ниже очувствленного к синим лучам эмульсионного слоя, предназначался для предотвращения действия синего света на лежащие ниже слои эмульсии. Таким образом, деление достигалось автоматически в процессе экспонирования. [c.323] Фишер запатентовал также комбинации веществ (цветных компонент) в различных слоях, которые могут при проявлении с обращением (см. ниже) реагировать с окисленными формами /г-диал-киламиноанилиновых проявителей с образованием красителей. При этом цвет возникающих в слое красителей является дополнительным (желтым, голубым или пурпурным) к свету, под действием которого образуется негативное изображение. Так как реакция образования красителя протекает только в присутствии окислителя, а именно зерен галогенида серебра, этот процесс может непосредственно контролироваться экспозицией съемочной камеры. [c.323] Рассмотренные принципы легли в основу различных сортов пленок, выпускаемых в настоящее время фотопромышленностью. [c.324] Если экспонированную пленку проявить в обычном черно-белом проявителе, то образование серебра происходит в тех местах пленки, которые подвергались действию света. В цветной фотографии, использующей трехслойную цветную пленку, эта стадия является одной из необходимых в общем процессе, целью которого является непосредственное получение позитивного изображения. Этот обратимый процесс основан на том, что при получении упомянутого выше негатива распределение оставшегося в эмульсионном слое галогенида серебра соответствует позитиву. Обращение достигается после засветки негатива и второго, так называемого цветного, проявления, в котором в качестве проявителя выступает сохранившийся галогенид серебра,- Именно в результате цветного проявления в пленке образуются красители, дающие позитивное изображение. [c.325] При любом процессе проявления ионы серебра восстанавливаются до металлического серебра. Одновременно с этим происходит окисление проявляющего вещества. Дальнейшая судьба продуктов окисления зависит от системы, в которой они образуются. Например, в обычной черно-белой фотографии окисленная молекула проявителя реагирует с сульфит-ионами с образованием бесцветного продукта, который удаляется и в дальнейшем никакой роли не играет. В цветной фотографии продукты окисления проявителя используются для получения красителей, которые в итоге дают цветное изображение. Количество образующихся красителей пропорционально количеству проявленного серебра. Кроме этого окраска возникает в необходимых для получения изображения местах пленки, так как образующиеся красители нерастворимы. Каждый слой трехслойной цветной пленки должен в процессе проявления содержать только одну, специфическую для него цветную компоненту, для того чтобы получить краситель с заданными спектральными характеристиками. Это достигается двумя путями в результате селективного проявления или путем предварительного введения цветных компонент в фотослои. [c.325] Можно приготовить негативный цветной материал для получения цветных отпечатков на бумаге или на другой непрозрачной подложке. Такие фотоматериалы в настоящее время широко распространены. Производство их основано на принципе введения цветных компонент непосредственно в фотослой. Структура пленки и расположение цветных компонент точно такое же, как и в обратимых фотоматериалах. Проявление негатив-позитивных пленок значительно проще и включает в себя одно проявление цветным проявителем, последующее отбеливание восстановленного серебра и фиксацию. Экспонирование с цветного негатива и последующее цветное проявление фотобумаги (или другого материала для печати) приводит к обращению плотностей красителей и воспроизведению цвета оригинала (рис. VI. 6). [c.328] Вернуться к основной статье