ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Крашение вискозы и медноаммиачного искусственного волокна из "Химия синтетических красителей" Как упоминалось ранее, хлопок можно окрашивать в различных видах. Ткани (не трикотажные и не тюль) обрабатываются в виде расправленного полотна. При крашении в упаковочных машинах применяются более короткие ванны и относительно более высокие концентрации красителей, чем при крашении в открытых аппаратах. При крашении мерсеризованного хлопка необходимо соблюдать специальные предосторожности в связи с повышенным сродством к красителям и опасностью получения неровного крашения. [c.324] Последующая обработка прямых красителей на волокне путем диазотирования и проявления, сочетания с диазониевыми солями, а также обработка формальдегидом, сульфатом меди, бихроматом калия и некоторыми четвертично-аммониевыми солями подробно разбирается в гл. XVII. Окраски, полученные прямыми красителями, могут подвергаться подцветке основными красителями, небольшое количество которых (около 0,05% от веса материала) достаточно для увеличения яркости окраски. Прямой краситель играет здесь роль протравы для основного красителя в иных случаях вводится обработка таннином и рвотным камнем. [c.325] Кубовые красители. Главным образом применяются антрахиноновые красители. Красильную ванну приготавливают следующим образом краситель для получения пасты размешивают с водой (если нул но, добавляя диспергирующий агент), пасту вносят в воду, содержащую необходимое количество едкого натра и гидросульфита. Фирма Ю разделяет антрахиноновые кубовые красители на три класса (1К, и Ш), в зависимости от применяемого при кубовании количества едкого натра, которое меняется от 0,1 до 0,5%, объема красильной ванны и от температуры крашения, колеблющейся от 20 до 60°. Длина ванны равна 1 20 для открытого крашения и 1 10 для крашения в упаковочных машинах. В последнем случае концентрация входящих реагентов повышается приблизительно на 50%. Крашение начинают при получении прозрачного куба но так как щелочь и гидросульфит расходуются в результате поглощения атмосферного кислорода, красильная ванна должна содержать избыток щелочного восстановительного агента, который устанавливается с помощью кубовой бумажки (бумажки, пропитанной Флавантроновым желтым — красителем, дающим синий куб). В случае недостатка прибавляют еще некоторое количество щелочи и гидросульфита. Концентрация гидроксильных ионов влияет на качество получаемой окраски, поэтому этот фактор должен тщательно контролироваться. Особенно трудно иметь дело со смесями кубовых красителей, поэтому кубовое крашение требует высокого мастерства, основанного на изучении свойств индивидуальных красителей. 1К и Ш красители требуют для выбирания из ванны применение поваренной соли. После пропитывания материал отжимают для удаления избытка красильного раствора и подвергают окислению воздухом. При крашении в упаковочных машинах окисление может быть ускорено обработкой пропитанного. материала, после короткой промывки, водой, содержащей приблизительно 0,05% бихромата калия и 0,1% серной кислоты или около 0,2% буры. Так же, как в случае азоидных красителей, истинный оттенок окраски и максимальная прочность к свету и к трению получаются лишь при энергичной мыловке окрашенного материала. Применение антрахиноновых кубовых красителей разбирается в гл. XXX. [c.327] Сернистые красители. Красильная ванна приготовляется следующим образом. Краситель растирают в растворе соды, к нему добавляют сначала сернистый натрий (1—3 части на одну часть красителя), а затем 10—20-кратное количество кипящей воды, после чего смесь кипятят до образования прозрачного раствора. Крашение обычно проводят на кипу, но для некоторых синих и зеленых красителей рекомендуется поддерживать температуру не выше 50—60°, Во время процесса крашения должно быть достаточное количество сернистого натрия, чтобы краситель все время находился в растворе, однако большой его избыток задерживает адсорбцию. Щелочность ванны поддерживается прибавлением соды (I—10% от веса материала). Так же, как в случае прямых красителей для хлопка, для выбирания красителя необходимо добавлять поваренную соль (5—40% от веса материала). Так как при крашении сернистыми красителями с применением указанного количества соли ванны полностью не выбираются, а прибавление ббльших количеств соли вызывает бронзирование окраски, обычно на практике при крашении Сернистым черным используются истощенные ванны. Окрашенный материал отжимают и тщательно промывают водой до получения прозрачной и почти бесцветной промывной воды. Обычно крашение сернистыми красителями не требует никаких последующих обработок, однако горячая мыловка или обработка эмульсией растительного масла и сульфированного масла при температуре 70° придает окраске яркость и делает ткань более мягкой. Окраска Сернистым синим делается более яркой при последующей обработке бурой, но при этом уменьшается прочность к свету. Иногда применяется подцветка основными красителями или Анилиновым черным. Хлопок окрашивается Сернистым черным во всех видах, но главным образом им окрашивается большое количество непряденого хлопка, применяемого для смешивания с шерстью и с искусственной шерстью (шодди). [c.328] Прямые красители для хлопка. Очень широко применяются для окраски этих волокон особенно рекомендуется целый ряд ровно-кроющих красителей, причем наилучшими красителями являются быстро окрашивающие красители. Крашение начинается почти при температуре кипения, причем ровнота крашения достигается прибавлением мыла или сульфированного масла (например, мыла Мо-нополь ). Желательно избегать применения соли для выбирания красителя или во всяком случае сводить количество соли до минимума, особенно при крашении медноаммиачного искусственного волокна, которое обладает большим сродством к красителям, чем вискоза. [c.329] Азоидные красители. Для крашения вискозы применяется целый ряд азоидных красителей, но этот процесс крашения несколько отличается от процесса крашения хлопка. При крашении вискозы применяется более низкая концентрация как нафтола, так и раствора диазония. Отжим на центрифуге после пропитывания заменяется промывкой раствором поваренной соли, содержащей немного едкого натра. Для некоторых красителей мыловка проводится при 50—60°, так как при кипячении в результате кристаллизации пигмента в виде больших агрегатов теряется блеск волокна. Мыло можно заменить синтетическим детергентом, например натриевой солью лаурил-сульфата. [c.329] Основные красители. При применении основных красителей имеется меньшая опасность получения неровной окраски. В светлые тона можно окрашивать без протравы, но естественно, что при этом прочность к мытью и к свету очень мала. Методы крашения основными красителями по протраве те же, что и для хлопка, однако следует отметить, что прочность основных красителей на вискозе больше, чем на хлопке. [c.329] Кубовые красители. Так же, как индигозоли и соледоны, они являются ценными красителями для вискозы и хлопка, так как они дают очень прочные окраски. [c.329] Сернистые красители. Имеют ограниченное применение, так как их нельзя применять для гетерогенного крашения искусственного волокна так же, как и многие прямые красители для хлопка. [c.329] Кислотные красители. Для печати по вискозе и медноаммиачному волокну можно использовать кислотные красители с применением мочевины (в загустке) для увеличения растворимости при этом следует применять красители с большим размером частиц и после крашения или печати проводить обработку паром. При этом красители проникают в волокно и закрепляются при последующей агрегации внутри волокна. [c.329] Вернуться к основной статье