ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Цветовая диаграмма. Системы Мюнзеля и Ловибонда VIII. Цвет и химическое строение из "Химия синтетических красителей" Измерение поглощения света. Характерные особенности поглощения света веществом измеряются с помощью спектрофотометра, представляющего собой спектрограф с измерительным устройством.2 Для изучения распределения цвета достаточно наблюдать видимый спектр. [c.361] С помощью этого прибора измеряется интенсивность пропускаемого (или отраженного) света по сравнению с интенсивностью падающего света о очень малых интервалах длин волн. Спектрофотометрические измерения могут быть сделаны визуально, с помощью фотографии или фотоэлектрически. Применяются также самопишущие приборы с фотоэлектрическим механизмом. [c.361] В табл. II даны волновые числа и частоты некоторых длин световых волн в видимой, ближней и средней ультрафиолетовой областях спектра. [c.362] Кривая поглощения света окрашенным веществом в видимой части спектра при превращении в соответствующую кривую отражения (или пропускания) дает точные соотнощения, в которых различные составные части дают полный цвет. Эта кривая определяет цвет вещества однозначно. [c.362] Для окрашенных поверхностей непрозрачных предметов спектрофотометрические наблюдения обычно представляют кривой, ордината которой указывает величину оптической плотности или коэффициента отражения, а абсцисса — длины волн падающего света. В самопишущем спектрофотометре Харди, изготовленном Главной электрической компанией, белый свет, как обычно, с помощью призмы разлагается на свои составные части тического приспособления свет, с определенной, меняющейся длиной волны падает на образец и отраженный свет измеряется фотоэлектрически и непрерывно записывается на вращающемся барабане. На рис. 3 изображены спектральные кривые отражения (в %), полученные на приборе Харди для двух зеленых тканей, подобранных при дневном свете. [c.363] Человеческий глаз и восприятие цвета. При помощи глаза человек ощущает свет и цвета окружающего мира. Не считая сетчатки, глаз имеет простое устройство. Он состоит из роговицы, радужной оболочки и хрусталика. Свет преломляется роговицей, и хрусталик дает изображение предмета на сетчатке, в то время как радужная оболочка регулирует необходимое количество света для четкого восприятия, при этом ее функция является аналогичной функции ирисовой диафрагмы в фотографическом аппарате. Хрусталик обладает способностью аккомодации, и при помощи рефлекторного изменения своей кривизны предмет автоматически получается в фокусе на расстоянии 24 см. Глаз корректирует сферическую аберрацию, но не хроматическую поэтому для получения в фокусе на сетчатке красного предмета надо затратить ббльшие мускульные усилия, чем в случае синего. Ощущение укороченного расстояния связано с мускульным напряжением, и если два предмета, красный и синий, одинаковые по величине и помещенные на одном и том же расстоянии, раосматриваются вместе, то создается оптическая иллюзия красный предмет кажется меньщим, так как представляется, что он отстоит дальше. [c.364] В затемненном свете поэтому палочки более активны, чувство цвета потеряно и окрашенные предметы кажутся серыми. Как бы ни были предметы ярко окрашены при дневном свете, они кажутся при слабом освещении серыми, как в сумерки. [c.365] Трехцветная теория восприятия цвета. Любой цвет за исключением белого может быть воспроизведен соответствующим смешением двух или трех основных цветов (красного, желтого и синего), с применением в некоторых случаях отрицательного количества одного из основных цветов (в виде дополнительного цвета). При смешении первых двух получаются различные оттенки оранжевого цвета. [c.365] При смешении второго и третьего получаются все зеленые цвета первый и второй дает пурпуровые. При смешении всех трех цветов в соответственных отношениях образуется серый цвет различных оттенков, наиболее темным из которых является черный. Эти эффекты согласуются с законом субтрактивного смешения цветов, вследствие чего полученное ощущение цвета является результатом поглощения или вычитания некоторых цветов спектра и избирательным отражением или пропусканием других, как это указывалось ранее. С другой стороны, когда смешиваются цветные пучки лучен и рассеиваются веществом, не обладающим избирательным отражением, например куском окиси магния или белой тканью, полученное ощущение цвета подчиняется аддитивному закону смешения цветов Для аддитивного смешения. необходимо иметь три основных цвета красный, зеленый и синий, и они должны быть выбраны таким образом, чтобы каждый приблизительно покрывал третью часть видимого спектра. Смесь красного и зеленого при сложении дает ощущение желтого, а смесь всех трех основных цветов в правильном соотношении дает ощущение белого. В субтрактивной системе каждый основной цвет поглощает приблизительно третью часть, а отражает или пропускает две трети видимого спектра. В субтрактивных системах цветной фотографии в качестве наиболее пригодных субтрактивных основных цветов используются пурпуровый, желтый к сине-зеленый цвета. Например, смесь пурпурового и сине-зеленогс цвета в субтрактивной системе приводит к синему цвету. [c.366] Трехцветная теория восприятия цвета дает простое объяснение цветовой слепоты. Отсутствие одного (или больше) механизма из трех механизмов колбочек, соответствующего красному, зеленому и синему возбудителю света, приводит к потере ощущения цвета, которому соответствует отсутствующий механизм. [c.367] Рассмотрим теперь, как можно количественно измерить цвет предмета и однозначно его определить. Уже указывалось, что определение цвета может быть проведено однозначно с помощью кривой поглощения или отражения света в видимой части спектра. Этот метод имеет то преимущество, что не зависит от природы источника света, так как он определяет сумму поглощения по всем длинам волн видимого излучения. Однако в связи с практическими проблемами цвета часто применяют методы измерения цвета, основанные на трехцветной теории восприятия цвета. Если в качестве основных цветов выбраны красный, зеленый и синий, то цветовое ощущение определяется, как состоящее из этих трех цветов в определенном соотнощении. Если комбинировать цвета в каком-либо другом соотношении, то получается ощущение, отличающееся своими цветовыми качествами. [c.367] Прибором для прямого определения трехцветных коэффициентов служит трехцветный колориметр. Цвет образца подбирается визуально с помощью фотоэлемента смещением окрашенных пучков света. Источником света служит лампа накаливания с вольфрамовой нитью, напряжение на которой сохраняется постоянным, так что ее интенсивность не изменяется в течение всего измерения. С помощью соответствующих фильтров получают три отдельных пучка лучей — красный, зеленый и синий. Интенсивность каждого пучка регулируют подвижными щелями. Показания прибора, полученные для каждого из трех примененных основных цветов, после подбора цвета образца (освещенного одним яз трех стандартных источников света А, В п С) переводят из коэффициентов калибрования прибора в трехцветные коэффициенты, которые зависят от значения распределения энергии стандартного источника света и качества передачи каждого из фильтров. [c.369] Другой произвольной системой классификации цветов является система Ловибонда. По этой системе измерения цвета проводятся с помощью простого прибора — колориметра Ловибонда, действие которого основано на субтрактивном методе подбора цветов. Цвет испытуемого образца подбирают с помощью луча дневного света , отраженного стандартной белой поверхностью и пропущенного через ряд красных, желтых и синих стекол. Цветные стекла Ловибонда для каждого из трех основных цветов имеют от 0,1 до 18 единиц, причем сумма оттенков в ряду пропорциональна числу единиц. Результат выражается общим числом единиц одного или более цветов, необходимых для подбора. В последнее время, пользуясь измененным колориметром, с помощью коэффициентов обращения и диаграмм удалось превратить единицы Ловибонда- в трехцветные коэффициенты. [c.373] Неорганические соединения, обладающие интенсивной окраской, относятся либо к ионным и комплексным соединениям металлов переменной валентности, содержащим последний в двух различных валентных состояниях, либо к не ионным молекулам, в которых непосредственно связаны атомы большого веса. [c.374] Среди органических соединений вещества алифатического ряда в большинстве бесцветны интенсивной окраской обладают преимущественно производные бензола, нафталина, антрацена и других ароматических кольчатых систем. [c.374] Вернуться к основной статье