ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Работа 20. Получение воздушной извести и испытание ее свойств из "Руководство к практическим занятиям по общей химической технологии Издание 2" Применяющиеся в технике красители делятся на две группы органические красители и минеральные краски или пигменты. Минеральные пигменты, в отличие от органических красителей, нерастворимы в воде, в органических растворителях и в пленко-образующих основах красок. Их применяют главным образом в производстве масляных и эмалевых красок, служащих для защиты металлов от коррозии. Кроме того, в значительных количествах минеральные пигменты применяются в строительной технике для окраски внутренних и наружных поверхностей зданий (клеевые, известковые, казеиновые краски). [c.144] Минеральные пигменты получают из руд, минералов, металлов и солей металлов путем прокалки сырья при высоких температурах или осаждения пигментов из реакционных растворов. [c.144] Качество продукта определяется следующими свойствами дисперсностью, укрывистостью, интенсивностью, маслоемкостью, светоустойчивостью, антикоррозийностью. [c.144] Дисперсность характеризует степень измельчения пигмента и влияет на механическую прочность покрытия, распределение пигмента в красочной суспензии, а следовательно, и на укрывистость. [c.144] Укрывистость краски характеризует ее удельный расход, — чем укрывистее краска, тем меньше ее надо затратить для окраски определенной поверхности. [c.144] Интенсивность пигмента характеризует его красящую способность. [c.144] Светоустойчивость пигмента и его антикоррозийность характе-ризуют. стойкость пигмента к действию ультрафиолетовых лучей и атмосферных агентов. [c.145] Значительное количество минеральных пигментов перерабатывают на масляные краски, перетирая их с маслом. При этом происходит разрушение агрегатов пигмента на первичные частички и смачивание частиц маслом. Существует некоторый минимум количества масла, ниже которого пасту получить не удается. Этот минимум называется маслоемкостью пигмента. При изготовлении обычных густотертых масляных малярных красок берут обычно на 10—15% масла больше, чем маслоемкость пигмента. В красках, предназначенных прямо к употреблению, количество масла превышает маслоемкость в 2 раза. [c.145] Цинковый крон обладает ярким светложелтым цветом и хоро-щей светостойкостью. Он широко применяется в качестве грунтовки при окраске легких металлов, а также как самостоятельный краситель. [c.145] Технологический процесс изготовления цинкового крона заключается в размешивании цинковых белил с водой с последующей их обработкой кислотой и хромпиком. [c.145] Получение и испытание цинкового крона. [c.145] В бюретку, емкостью 25 мл, наливают льняное масло. На технических весах отвешивают 5 г сухого пигмента с точностью до 0,01 г. Навеску пигмента помещают в фарфоровый стакан (диаметр 5 см, высота 9 см), куда добавляют 0,3 мл масла. Пигмент осторожно перемешивают с маслом стеклянной палочкой с закругленным концом, причем образуются отдельные комочки. Затем прибавляют новые порции масла, сначала по две капли, затем по одной, каждый раз снова производя перемешивание. При этом отдельные комочки постепенно соединяются и, наконец, когда весь пигмент смочен маслом, образуется сплошной комок. Этот момент и означает насыщение пигмента маслом. [c.146] Берут стеклянную пластинку белого стекла размерами 10 X 30 см, с закрашенными черной краской торцами. На пластинку заранее нанесены густой масляной краской соответствующего цвета две параллельные длинной стороне смежные полосы, шириною 1,3 см. Пластинку взвешивают на технических весах с точностью до 0,01 г. [c.146] На мраморной или гранитной плите производят затирку краски, используя данные о маслоемкости. Для этого к взвешенному количеству пигмента ( 5 г) прибавляют нужное количество масла и тщательно растирают его с помощью куранта до получения однородной массы малярной консистенции. Стеклянную пластинку с цветными полосами закрашивают одним слоем приготовленной краски такой толщины, чтобы она полностью укрыла полосы, т. е. чтобы при рассматривании пластинки в отраженном свете цветные полосы не просвечивали сквозь нанесенный слой краски. Пластинку снова взвешивают и привес делят на площадь закрашенной поверхности. Полученную цифру умножают на 10000, что и дает необходимое количество краски для укрывания 1 поверхности. [c.146] Шапиро, и. в. Р и скин. Технология минеральных пигментов, стр. 119—125. ГОНТИ. Ред. хим. лит. 1939. [c.147] Якубович. Физико-химические методы испытаний лакокрасочных материалов, стр. 72, 75. Стандартгиз, 1940. [c.147] Изумрудная зеленая — пигмент, широко применяемый в производстве художественных красок. Пигмент этот обладает красивым цветом и очень стоек к действию солнечного света и атмосферных условий, не растворим ни в кислотах, ни в щелочах. [c.147] Изумрудную зеленую получают обычно прокалкой калиевого или натриевого хромпика с борной кислотой при 550—650° с последующим выщелачиванием плава кипячением в воде. Осадок после выщелачивания плава сушат при 70—80°, а затем размалывают в фарфоровых шаровых мельницах. [c.147] Получение пигмента и испытание его красочных свойств. [c.147] В фарфоровый стакан, емкостью 0,5—0,75 л, заливают водой и нагревают на газовой горелке до кипения. Кипятят плав в течение часа и после короткого отстаивания сливают горячий раствор, а осадок многократно промывают декантацией горячей водой (90°). Полученный пигмент переносят в фарфоровую чашку и сушат при 75—80° (не выше ). Высушенный материал растирают в фарфоровой ступке до прохождения через сито с 2400 отв1см . [c.148] Вернуться к основной статье