ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Пигменты и красители из "Химия лаков, красок и пигментов Том 2" В производстве печатных красок часто применяют те же исходные материалы, что и для эмалевых красок, однако некоторые из них специально готовятся для печатных красок и должны отвечать совершенно определенным требованиям. [c.221] Выбор связующего, пигмента и красителя зависит в основном от типа применяемой печатной машины, т. е. от процесса печатания и требований к оттискам. [c.221] Пигменты, как и связующие, являются основными компонентами печатных красок. Они определяют свойства краски ц придают ей специфические особенности. [c.221] Твердые компоненты, предназначенные для придания краске соответствующего цвета, делятся на два больших класса, подразделяемых в свою очередь на группы. [c.221] Более важный из этих классов, объединяющий красители, нерастворимые ни в масле, ни в воде, делится на две группы. К одной из них относятся истинные пигменты, а к другой — лаки ц лаковые красители, среди которых различают осажденные и диспергированные. Другой большой класс включает красители, растворимые в воде, спирте, маслах и жирах. Среди красителей этого класса различают химически инертные и реакционноспособные. [c.221] Пигмент для печатных красок должен представлять собой тонкий порошок с возможно менее выраженной кристаллической структурой он должен легко измельчаться, не создавать при растирании пальцем ощущения твердых частиц, быть маслянистым а ощупь и легко разминаться. Однако соответствие этим условиям недостаточно еще для того, чтобы пигмент оказался пригодным. Известны пигменты и особенно лаки, удовлетворяющие этим условиям, но совершенно непригодные для литографских и тем более для офсетных красок. [c.221] Обычно пигменты для печатных красок выпускаются в виде порошков, в сухом виде. Но иногда даже значительная влажность пигмента не вредит нормальному производственному процессу. Известно, что можно (и даже часто рекомендуется) замешивать влажную пигментную пасту с частью лака, входящего в состав печатной краски. Некоторые органические пигменты, в частности азопигменты, дают очень красивые оттенки, будучи введены во влажные пасты, выходящие с фильтр-прессов. Но при сушке на воздухе и тем более в сушильных аппаратах даже при умеренной температуре эти пигменты частично разрушаются и затвердевают с образованием роговидных частиц, практически не поддающихся перетиранию. [c.222] Смешение паст с маслами может производиться по-разному. Чаще всего водная паста загружается в смеситель с принудительным перемешиванием, в который понемногу добавляют олифу. Через определенный промежуток времени происходит отделение воды она всплывает на поверхность пасты, из которой последние остатки воды отбивают на валковой краскотерке. Этот способ изготовления печатных красок позволяет сохранить первоначальную свежесть оттенка, присущую пигменту в момент его получения. Кроме того, исключаются затраты на сушку и измельчение полуфабриката ( лепешек г фильтрпрессов). Бесспорным техническим преимуществом этого способа является возможность прекрасно диспергировать осадок, в котором все частицы имеют одноименные электрические заряды и находятся в органической среде. Органический растворитель вытесняет воду, сольватирующую пигмент, заменяя ее в сольватной оболочке без образования газового слоя. Благодаря этому исключается необходимость в сильном механическом воздействии. [c.222] Присутствие хорошо диспергированных следов воды полезно при изготовлении некоторых печатных красок, например красок для офсетной печати. Использование влажных пигментов может дать в определенных условиях печатания хорошие результаты. [c.222] При простом смешивании их с соответствующими олифами получаются готовые к употреблению печатные краски . [c.223] Изучение адсорбции масла влажными пигментами дает представление о поведении пигментов по отношению к связующим печатных красок, если предполагается употреблять пигменты без подсушки. Такие опыты были проведены с толуиди-новыми красными, берлинской лазурью и желтым кроном. [c.223] Пигменты придают печатным краскам устойчивую структуру или тиксотропность, изменяющуюся со временем. Соответственно краски могут быть совсем не текучими ил,и вытягиваться в нити, или же их текучесть может проявляться периодически тогда они текут, падая сгустками (в этом случае говорят, что они маслоподобны ). В разных условиях применения могут оказаться полезными все эти разновидности, получаемые путем подбора тех или иных пигментов, которые избирательно поглощают различные составные части жидкой фазы. [c.223] Сказанное применимо главным образом к печатным краскам на основе композиционных олиф, содержащих высыхающие или невысыхающие масла в сочетании с природными или искусственными смолами и высококипящими органическими соединениями. [c.223] Практически сопротивление сдвигу печатной краски должно быть значительным. Тогда достигается хорошее распределение краски на валках и на печатной форме без затекания за пределы печатающих элементов и без зажиривания пробельных элементов. Краска должна иметь достаточное сродство к бумаге, чтобы не переходить обратно на валик и давать ровный отпечаток. С другой стороны, сопротивление сдвигу не должно быть слишком большим, чтобы печатная краска могла хорошо вращаться в красочном ящике печатной машины, равномерно поступать на печатную форму и образовывать четкие отпечатки на бумаге. [c.224] Наряду с этим текучесть (истечение по закону Пуазейля) печатной краски должна быть такова, чтобы краска обладала известной тягучестью , допустимая степень которой зависит от типа печатной машины и скорости ее вращения, а также от таких физико-химических свойств бумаги, как гигроскопичность. [c.224] Практически условия применения печатной краски зависят не только от этих двух величин, но именно эти величины определяются характером пигмента. [c.224] Нерастворимые пигменты. В эту группу входят органические пигменты, образующиеся при синтезе в форме, пригодной для непосредственного применения в печатных красках, и все минеральные пигменты, получаемые как путем экстрагирования природных веществ с последующим их измельчением, промывкой я прокаливанием, так и путем химического синтеза с осаждением или прокаливанием. Сюда же относятся газовые сажи, получаемые цри неполном сгорании природных газов, тяжелых углеводородов, минеральных масел, антраценов или нафталина, а также некоторые черные пигменты, получаемые при прокаливании без доступа воздуха органических отходов растительного или животного происхождения. К этой же группе принадлежат продукты физических или химических превращений перечисленных выше веществ. [c.224] Третий тип нерастворимых пигментов — это красящие вещества, полученные из хромогенных полупродуктов осаждением, диазотироваяием, сочетанием или путем образования лаков и нанесенные на субстрат, который остается инертным по отношению к химическому соединению. Субстрат вводят в относительно большом количестве, пропорциональном количеству применяемого красящего вещества, а диспергирование в нем красящего вещества производится чисто механическим способом, без адсорбции или химической реакции. Таким образом достигается довольно прочная чисто физическая фиксация, прочность которой зависит от примененного способа диспергирования и от свойств субстрата. Субстрат следует рассматривать как основную составную часть пигмента, так как он выявляет его оттенок и существенно влияет на его свойства. Лакн этого типа целесообразно называть диспергированными лаками , так как субстрат не входит в состав пигмента, а является только средой для его диспергирования. Такое диспергирование, происходящее в процессе изготовления пигмента и состоящее в осаждении его в совершенно определенных условиях при определенном pH, не следует отождествлять с процессом смешения готового лака или пигмента с наполнителем, вводимым с целью удешевления композиции. [c.225] Для удешевления производства эти смеси только смешивают на вальцах и затем быстро пропускают через кулачковую дробилку для придания массе однородной окраски. Очень ред.ко продукты такого класса пропускают через коллоидные мельницы и еще реже — через центробежные гомогенизаторы. [c.226] Вернуться к основной статье