ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Железная лазурь (прусская синяя, мнлори синий) из "Химия лаков, красок и пигментов Том 2" В начале XIX века стоимость руды, привозимой из Китая, Персии, с озера Байкал, из Кордильеров и Анд, доходила до 120—150 франков за килограмм, а стоимость натурального ультрамарина достигала 2000—3000 франков за килограмм. Поэтому ультрамарин употреблялся лишь для изготовления художественных красок. Высокое качество натурального ультрамарина, а также его высокая стоимость стимулировали в начале XIX века попытки синтетического получения этого пигмента. [c.332] Тюбинга) сообщил 22 марта 1828 г., что ему тоже удалось получить ультрамарин, но другим способом. В 1831 г. Гимэ основал близ Лиона французский ультрамариновый завод, который действует и в настоящее время. Одновременно производство ультрамарина начало развиваться в Германии и цена на него вскоре упала до 6 франков за килограмм. [c.333] Источником этих элементов являются каолин, кварц, карбонат и сульфат натрия, сера, уголь и канифоль (последние два вещества применяются как восстановители сульфата натрия). [c.333] По способу Гмелина , раствор соды насыщали при нагревании кремнеземом и гидроокисью алюминия, приготовленными отдельно путем осаждения, после чего выпаривали досуха образовавшийся алюмосиликат натрия. Затем сплавлением двух частей серы с одной частью безводного карбоната натрия по -лучали сульфат нат рия, добавляли к нему ранее полученный алюмосиликат натрия и нагревали смесь при температуре красного каления в течение часа. [c.333] Следует отметить, что щрактические детали производства ультрамарина каждый завод держит в секрете, публикуемые сведения расплывчаты и часто противоречивы. По Гимэ , количества кремнезема и соды в рецептурах темных и светлых ультрамаринов одинаковые (кремнезема — 37—38%, соды — 20%) единственное отличие заключается в том, что светлые ультра-марины (бедные кремнеземом) содержат меньше серы (примерно 8%) и на 5% больше глинозема, чем темные ультрамарины (богатые кремнеземом), у которых содержание серы доходит до 13%. [c.334] Первостепенную роль в производстве ультрамарина играет качество сырья каолин должен быть очень чистым и не должен содержать железа, от которого оттенок пигмента тускнеет. Не все каолины пригодны для производства, причем наибольшее значение имеет отношение кремнезем глинозем. Карбонат сульфат натрия должны быть чистыми, без следов железа. Следует црименять природную серу, а не рекуперированную. Смесь исходных продуктов после размола загружают в тигли, которые закрывают крышками, герметически замазывают и нагревают в печи в течение 24 час. при 800°. К концу нагревания берут на пробу два тигля, из которых один охлаждают закрытым, а другой выставляют на воздух, и сравнивают цвета охлажденных образцов. Если защищенный от воздуха образец имеет зеленый цвет, а другой — синий, то нагревание прекращают, закладывают кирпичной кладкой отверстие печи и оставляют ее медленно охлаждаться. Во время охлаждения происходит окисление серы, придающей ультрамарину синий цвет. Чем медленнее происходит охлаждение, тем красивее оттенок ультрамарина. Возможно, однако, что успех операции зависит главным образом от режима нагревания и равномерности температуры во всей массе. После охлаждения массу промывают тепловатой водой для удаления растворимых солей (около 20%), подвергают мокрому размолу и классифицируют путем осаждения в ряде чанов самый тонкий пигмент отлагается в последнем чане. [c.334] Искусственный ультрамарин, в отличие от натурального, всегда содержит около 0,5% свободной серы. В некоторых случаях, например при применении ультрамарина для типографских красок, которые не должны разрушать медные клише, содержание ее в ультрамарине снижают до 0,05% путем экстракции сероуглеродом. [c.335] Ультрамарин представляет собой комплекс, в состав которое го входят 8102, АЬОз, N320, 5 и 50 (50з, почти всегда содержащийся в ультрамарине, не имеет существенного значения.) Строение ультрамарина не представляется возможным выразить определенной химической формулой. На свойства ультрамарина оказывает большое влияние содержание кремнезема цри его увеличении получается более темный синий цвет при уменьшении содержания кремнезема и серы оттенок становится более ярким и такой пигмент более пригоден для малярных и типографских красок. В табл. 30 приведен состав (в %) основных типов ультрамарина, сгруппированных по убывающему содержанию кремнезема . [c.335] Первые два типа пригодны для бумажного производства ввиду их стойкости к квасцам 3-й и 4-й — для малярных и типографских красок 5-й для окраски тканей 6-й для подцветки мыл 7-й является зеленым ультрамарином. [c.335] Во Франции в 1947 г. чистые синие ультрамарины и с наполнителями выпускались семью заводами. Общая выработка составила 4000 т. [c.335] Предлагалось множество производных ультрамарина, в которых сера замещалась селеном, щремний — бором и натрий — серебром, барием, цинком или магнием, но ни один из этих продуктов не представляет практического интереса. Единственным производным, изготовляемым в промышленном масштабе, является фиолетовый ультрамарин. Для его получения синий ультрамарин смешивают с 5% хлорида аммония, смесь нагревают 24 часа при 150°, затем медленно охлаждают на воздухе, промывают и сушат. По Вагнеру , фиолетовый ультрамарин является смесью синего и розового ультрамарина. Розовый ультрамарин получается из синего ультрамарина, богатого кремнеземом, обработкой сухим хлористым водородом в окислительной среде при 150—180° в горизонтальном цилиндрическом аппарате с паровой рубашкой и мешалкой. Розовый оттенок появляется при экспозиции пигмента на воздухе. Напревая розовый ультрамарин выше 360°, можно получить желтый ультрамарин, не нашедший применения. [c.336] Ультрамарин в обычных условиях не изменяется при нагревании, стоек к действию света, воздуха и щелочей, но разрушается разбавленными кислотами с выделением НгЗ. Поскольку обычный ультрамарин содержит серу, его нельзя смешивать с медными и свинцовыми пигментами, так как могут образоваться черные сульфиды, загрязняющие краску. Ультрамарин не обладает хорошей укрывистостью и легко оседает в красках, образуя твердый осадок на дне резервуара. Благодаря стойкости к щелочам ультрамарин применяют в известковых и эмульсионных красках. Он применяется также для подсинивания свинцовых белил, литопона, сульфата бария, каолина и т. д., чтобы замаскировать желтый оттенок, вызываемый различными загрязнениями. Ультрамарин применяют также для подсинивания белья и белой бумаги и, поскольку он не ядовит, используют для подсинивания сахара и крахмала. Он широко применяется в производстве резиновых изделий, для кото рого является превосходным пигментом. [c.336] Анализ. Для идентификации ультрамарина его обрабатывают горячей соляной кислотой, которая обесцвечивает ультрамарин, выделяя сероводород. На него не влияют щелочи, и он не изменяется при нагревании в пламени горелки. [c.337] Количественный анализ ультрамарина не представляет большого интереса для потребителей, так как гораздо важнее знать его красящую способность, которую определяют путем перетира ультрамарина с маслом и возрастающими количествами белого пигмента или путем сравнения оттенка испытуемого ультрамарина с эталоном. Кроме таких практических испытаний, можно обнаружить аналитически присутствие минеральных наполнителей. Определяют также влажность, содержание кремнезема, глинозема, NajO, общее содержание серы и содержание серы в виде SO3. [c.337] Влажность определяют сушкой 2 г пигмента в течение 2 час. при 105°. [c.337] Полученный пигмент несколько раз промывают декантацией, фильтруют и сушат. [c.338] Вернуться к основной статье