ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Имитационная отделка под ценные породы дерева, камня и позолоту из "Химия и технология лакокрасочных покрытий Изд 2" Существует несколько способов, позволяющих при помощи лакокрасочных материалов воспроизводить на металле, дереве, картоне, бумаге и других материалах текстуру и цвет ценных пород древесины — ореха, красного дерева, карельской березы, палисандра, ясеня, а также имитировать поверхность камней (мрамор) и дорогих металлов. [c.339] Практическое применение получили следующие способы имитации ручная разделка, аэрография, печать через клише, разделка по трафарету, декалькомания, тонирование, лессирование. [c.339] Ручная разделка. На подготовленную поверхность наносят имитируемый рисунок ценной породы древесины или камня с помощью набора ручного инструмента и приспособлений, которыми служат кисти, резиновые гребешки, щеперки, губки, флейцы и др. Подлежащую покрытию металлическую или другую поверхность грунтуют, выравнивают шпатлеванием, после чего наносят фоновый слой из масляной, алкидной или нитратцеллюлозной краски, соответствующий по цвету имитируемому образцу. На высушенный фоновый слой наносят покрывной слой медленно высыхающей краски (обычно масляной) более насыщенного, чем фон, цвета и проводят разделку (нанесение рисунка), например, применительно к текстуре ореха (рис. 11.3). [c.339] Ручная разделка из-за трудоемкости и малой производительности в настоящее время применяется редко. Ее используют в простейшем варианте для имитации древесины при окрашива- нии сейфов, дверных полотен, металлических и деревянных перегородок, иногда панелей помещений. [c.340] Аэрография. Этот способ имитации поверхности связан с применением специального инструмента — небольшого краскораспылителя— аэрографа, имеющего диаметр сопла 0,4—0,6 мм. Аэрограф позволяет путем изменения расстояния от сопла до окрашиваемой поверхности и скорости перемещения получать как тонкие четкие линии и отпечатки, так и широкие полосы с мягкими переходами и полутонами. При аэрографическом способе используют также шаблоны-накладки, благодаря которым рисунок наносится на определенные участки изделий. Подготовка поверхности проводится так же, как и при ручной разделке. [c.340] Аэрографический способ имитации считается достаточно производительным, но требует от работающего определенного навыка и художественного вкуса. [c.340] Способ печати позволяет достаточно точно воспроизводить рисунок имитируемой породы древесины или камня. Это достигается тем, что изображение переносится на изделие с клише — медной или латунной пластины (изображение оригинала на клише получено фотохимическим путем). [c.340] Техника имитационной отделки способом печати состоит из следующих операций подготовка поверхности, включая нанесение фонового слоя нанесение краски на клише перенесение рисунка (краски) с клише на покрываемую поверхность с последующим его закреплением (сушкой). Для нанесения фонового слоя требуемого цвета и тона применяют специальные нитратцеллюлозные, алкидные и другие грунтовки, для имитации рисунка— хорошо растертые масляные краски (например, художественные) с повышенной вязкостью. Краску (отпечаток) с клише на окрашиваемую поверхность переносят с помощью желатинового валика или пресс-папье. Этот процесс может также осуществляться на печатных станках, т. е. быть механизированным. [c.340] Способ печати через клише нашел применение для имитационной отделки изделий правильной формы, в первую очередь деревянных и металлических щитов, видовых панелей и др. [c.340] Декалькомания. Этот метод осуществляется по принципу детских переводных картинок и находит применение в мащино-етроении, приборостроении, а также при изготовлении различных товаров народного потребления. Посредством декалькомании на металлическую и другую поверхность наносят надписи, фабричные знаки, орнаменты, различные художественные изображения, текстуру ценных пород древесины и т. д. [c.341] Более удобны в применении так называемые сухие деколи — красочные изображения, нанесенные на липкую лавсановую пленку или алюминиевую фольгу, проклеенную бумагой. Технология их нанесения крайне проста механически снимается защитный слой бумаги и деколь приклеивается к изделию. Последующее лакирование в ряде случаев может быть исключено. [c.341] Тонирование — один из видов имитации позолоты посредством применения лакокрасочных покрытий. Для тонирования служат лаки (масляные, мочевиноформальдегидные, полиакрилатные, полиуретановые) и светостойкие красители (например, желтый светопрочный 3 и 63 и др.). Применяют два способа тонирования по первому краситель растворяют в лаке (концентрация 1—5 г/л) и окращенный лак наносят на поверхность, по второму кращению подвергают готовое покрытие. В последнем случае лакированные изделия помещают в водный раствор, содержащий 3,0—3,5 г/л красителя и 1—2 г/л порошка Новость . При 70—80 °С уже через 1 мин пленка приобретает ровный золотистый цвет. [c.341] Имитации тонированием подвергают не все металлы. Наилучший эффект достигается при нанесении покрытий на полированный алюминий, блестящий никель, полированный цинк. [c.341] Лессирование — процесс получения лессирующих покрытий-Такие покрытия находят применение при отделке изделий машиностроения— велосипедов, мотоциклов, мотороллеров, автомобилей. Лессирующий эффект достигается тем, что прозрачное, окрашенное цветными красителями или пигментами покрытие наносят на светоотражающий грунт. Так, при окрашивании велосипедов применяют меламино-алкидную грунтовку МЛ-012, пигментом в которой служит алюминиевая пудра. Поверх грунтовки наносят слой лессирующей эмали МЛ-169. Вместо кроющих пигментов в эмали вводят лессирующие органические пигменты разных цветов. Для предохранения лессирующего слоя и улучшения защитной способности покрытия поверхность дополнительно лакируют бесцветным лаком. [c.342] Вернуться к основной статье