ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Оксиантрахиноновые ализариновые красители из "Введение в химию и технологию органических красителей Изд 2" Оксиантрахиноны не обладают сродством к целлюлозным волокнам и непосредственно не могут применяться для их окрашивания. При числе оксигрупп меньше пяти-шести они не обладают кислотностью, достаточной для взаимодействия с белковыми веществами, и без введения сульфогрупп не могут непосредственно окрашивать белковые волокна. Поэтому исторически практическое значение приобрели лишь такие оксиантрахиноновые красители, в молекулах которых имеется не менее одной оксигруппы в а-положении, т. е. в перы-положении к кислороду карбонильной группы, что обусловливает возможность образования внутрикомплексных соединений с металлами и, следовательно, применения этих соединений в качестве протравных красителей. [c.173] Получаемые окраски отличаются исключительной устойчивостью к свету и мокрым 0 бработкам, что обусловило в свое (Время широкое применение оксиантрахиноновых красителей для крашения хлопчатобумажных изделий. Однако процесс крашения хлопка протравными ок-сиантрахиноновыми красителями столь сложен, что постепенно они вытеснялись красителями других классов, и в настоящее время применение данных красителей для крашения хлопчатобумажных материалов весьма ограничено. [c.173] Кислотные оксиантрахиноновые красители в большинстве случаев содержат сульфогруппы и имеют оксигруппы в а-положении, что дает возможность применять их по способу кислотно-протравного крашения и получать чрезвычайно устойчивые окраски. По устойчивости окрасок эти красители превосходят почти все кислотные красители других классов. В то же время они отличаются высокой яркостью оттенков, приближающейся к яркости лучших арилметановых красителей. [c.173] Представителем оксиантрахиноновых красителей является Ализарин— 1,2-диоксиантрахинон — один из старейших известных человеку органических красителей, давший название всей группе протравных антрахиноновых красителей. [c.173] Триоксиантрахиноны дают несколько более желтые окраски, чем Ализарин. Под названиями Флавопурпурин и Антрапурпурин они применяются в смеси с Ализарином в качестве различных торговых марок этого красителя, отличающихся желтизной оттенка. [c.175] При щелочном плавлении антрахиноя-2,б-дисульфокислоты наряду с Флавопурпурином образуется (до 30% и более) 2,6-диоксиантрахи Ноя (антрафлавиновая кислота,). Антрафлавиновая кислота не обладает красящими свойствами, так как не содержит оксигрупп в а-положении. Она является ценным вспомогательным веществом при крашении кубовыми красителями (наравне с 2,7-изомером). [c.175] Крапплак алюминиево-кальциевое соединение Ализарина применяется для изготовления художественных и полиграфических красок высокого качества. [c.176] С солями других металлов Ализарин образует внутрикомплексные соединения иных цветов с хромовыми — коричневое, с железными — фиолетовое и т. д., которые, однако, не находят такого применения, как красный алюминиево-кальциевый лак Ализарина. [c.176] Этот краситель окрашивает шерсть в алый цвет по алюминиевой протраве и в цвет бордо — по хромовой. Окраски отличаются высокой устойчивостью к свету, стирке и валке. [c.176] При сульфировании в аналогичных условиях Флавопурпурина и Антрапурпурина образуются 1,2,6- и 1,2,7-триоксиантрахинон-З-сульфо-кислоты, которые в смеси с Хромовым красным ализариновым выпускаются в качестве различных торговых марок этого красителя. [c.176] Протравные красители Ализарин, Ализариновые оранжевый, каштановый Б и синий Бс в настоящее время вследствие сложности процесса протравного крашения хлопка утратили практическое значение. Из других оксипроизводных антрахинона значение имеют лишь 1,4-диокси-и 1,2,4-триоксиантрахиноны — важные промежуточные продукты синтеза аминоантрахиноновых красителей. [c.177] По другому способу Хинизарин получают конденсацией фталевого ангидрида с гидрохиноном в расплаве хлористого алюминия и хлористого натрия. [c.177] Пурпурин также применялся для получения ярко-красных (по алюминиевой протраве) окрасок, несколько более синего оттенка, чем Ализарин. Устойчивость окрасок ниже. [c.178] Вернуться к основной статье