ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Почему это должно нас волновать из "Жизнь как она есть, ее зарождение и сущность" Здесь читатель может почувствовать себя немного обманутым. Если жизнь зародилась столь давно и если столь чрезвычайно трудно установить, как именно это произошло, то почему это должно нас волновать Простые люди, спеша по своим повседневным делам, вполне могут заявить, что, каким бы ни оказался итог, для них он не имеет значения. [c.133] Я считаю, что эта точка зрения обманчива по двум причинам одной частной, другой обшей. Для того чтобы дать мне возможность изложить свое понимание проблемы, предположим, что появление системы само-репликации нужного типа на основе составляющих первозданной Земли не является, как мы опасались, почти невозможной задачей, а, напротив, относительно легкой. Тогда может оказаться и так, что с помощью сложного выбора составляющих и условий живая система могла бы сформироваться в лаборатории в относительно короткий промежуток времени, например, за год или даже меньше. С моей точки зрения, трудно поверить, что такое открытие не окажет огромное влияние на почти любого образованного человека и особенно на молодежь. Психологический эффект от способности наглядным образом доказать что-либо, действительно имеющее место, может быть очень значительным, в этом можно убедиться на примере того удивительного влияния, которое оказал на людей вид их собственной планеты на фотографиях Земли, сделанных из космоса, хотя я сомневаюсь, сможет ли какой-нибудь лабораторный эксперимент иметь такую же эстетическую привлекательность, как фотографии нашего прекрасного подернутого облаками шара, парящего в пространстве. [c.133] как мог бы заметить критически настроенный читатель, авто несомненно, не в праве использовать этот аргумент (поскольку он все го лишь вероятен, если вообще вероятен), что мы не сможем создать такое экспериментальное доказательство в обозримом будущем. В деи ствительности, химическое зарождение жизни может быть очень ма о вероятным событием и слишком неуловимым, чтобы его воспроизводить время от времени, особенно учитывая довольно скромные научные ус -ЛИЯ, прилагаемые к решению проблемы сегодня. [c.134] У современного ученого, если он достаточно проницателен, часто возникает странное ощушение, что он, должно быть, живет в другой культуре Он так много знает и все же остро осознает, сколь много еще остается не открытым. Он остро чувствует, что нам нужно понять эти глубокие тайны, а также, что со временем, приложив усилия и воображение, мы можем это сделать. Это придает значительное ощущение настойчивости его поискам, особенно если он не готов принять некритически традиционные ответы, которым не хватает научного обоснования. [c.135] Несмотря на то, что по отношению к его точке зрения существует незначительная постоянная враждебность (созидатели досаждают, но пока незначительно), тем не менее, его приводит в смущение реакция на его исследования Значительная часть общества проявляет острый интерес к открытиям современной науки, поэтому его часто просят читать лекции, писать статьи, выступать по телевидению и т п. Но даже в среде тех, кто интересуется наукой (а многие к ней безразличны или отчасти враждебны), она, по-видимому, существенно че меняет общие взгляды на жизнь Они либо придерживаются устаревших религиозных веровании, поместив науку в полностью обособленный закоулок своего ума, либо они впитывают науку поверхностно и успешно сочетают ее с весьма сомнительными идеями, такими как экстрасенсорное восприятие, предсказание судьбы и общение с усопшими. Замечание Ученые знают не все обычно указывает на таких людей. Ученые мучительно осознают, что они всего не знают, но они полагают, что часто могут распознать глупость, когда случайно с ней сталкиваются. [c.135] Именно на фоне этих обстоятельств мы должны подойти к п -блеме возникновения жизни. И тогда, когда мы попытаемся установи как именно устроена Вселенная, и, в частности, наити свое место в н и мы поймем, что это одна из величайших тайн, с которыми мы с киваемся. Эта проблема находится в одном ряду с другими важны вопросами, многие из которых впервые ясно сформулированы грека природа материи и света, возникновение Вселенной, происхождение ловека, а также природа сознания и души. Не питать никакого интереса к этим вопросам — значит быть совсем необразованным, особенно е сейчас у нас есть весьма реальная надежда на них ответить с помощ ю методов, которые еще совсем недавно, во времена Шекспира, считал ь сверхъестественными. [c.136] Вернуться к основной статье