ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Вра чебная этика Древнего и Средневекового Востока из "Введение в биоэтику" Первая часть Клятвы содержит характеристику взаимоотношений внутри медицинской профессии, в частности, между учителем и учеником. Вступающий в профессию фактически становится приемным членом семьи учителя, и его наиболее сильные обязательства относятся как раз к учителю и семье учителя. Важными являются требования, запрещающие разглашать медицинские знания тем, кто не принял клятву, и оберегать ряды профессии от проникновения недостойных. Медицинское сообщество, таким образом, предстает перед нами как весьма замкнутая социальная организация, которую можно было бы обозначить такими словами, как орден или клан . [c.97] Врачевание, предполагающее в определенных ситуациях необходимость визуального и тому подобных обследований пациента врачом другого пола, как бы разрушает соответствующие моральные барьеры, пренебрегает культурным контекстом взаимоотношения полов в обществе. Именно эта сторона врачебной практики, а также особая глубина душевного контакта, влияние врача на пациента (и даже власть над ним) содержат в себе возможности злоупотреблений. [c.98] Проблема, поставленная Гиппократом, сохраняет свою практическую актуальность для современной медицины. Например, в 1991 г. Комитет по этическим и юридическим вопросам Американской медицинской ассоциации, рассмотрев этические аспекты отнощений между врачами и пациентами, принял специальное решение интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны. [c.98] Пожалуй, ни одна из идей этики Гиппократа не привлекает сегодня, на рубеже XXI в., большего интереса (не только в профессиональной медицинской среде, но и в обществе в целом), чем идея уважения человеческой жизни. Вся огромная современная литература, посвященная проблемам эвтаназии и аборта, в определенном смысле сводится к полемике сторонников и оппонентов позиции Гиппократа Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария . [c.99] Хотя в текстах Гиппократа не встречается термин эвтаназия , приведенное положение Клятвы , очевидно, не допускает такого морсшьного выбора врача в отношении умирающего больного, который в современной литературе по биоэтике называется активная эвтаназия запрещается врачу и тактика ассистирования при самоубийстве , также чрезвычайно широко обсуждаемая в последние годы (подробнее об этом см. в гл. X). [c.99] Как видим, многие существенные черты патерналистской модели взаимоотношений врача и пациента сложились еще во времена Гиппократа. Отечески-покровительственный стиль поведения врача присущ и многим другим советам и наставлениям Корпуса Гиппократа . [c.100] Неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют моральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного... просит пригласить других врачей . Вместе с тем врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собою и высмеивать друг друга . Врачам не к лицу уподобляться соседям по ремеслу на площади , никогда суждение врача не должно возбуждать зависти другого . Столкнувшись же с ошибкой коллеги, необходимо по крайней мере иметь в виду, что ты тоже человек и ты тоже можешь ошибаться, ибо во всяком изобилии лежит недостаток . [c.100] Морально-этические наставления Гиппократа предписывают врачу держать под этическим контролем не только собственно профессиональную деятельность, но и весь свой образ жизни. Да, это настолько высокая этика, что возникает вопрос -посильно ли такое человеку-врачу, который дает клятву Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь Вот, в частности, какой ценой дается добрая слава в медицине Мне, нерушимо выполняющему клятву.., да будет дана... слава у всех людей на вечные времена . Вот какой действительный смысл содержится в словах (только на первый взгляд высокомерных) Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств . [c.101] Проблема авторитета медицины имеет у Гиппократа еще один очень важный аспект - это оценка и критика деятельности псевдоврачей . Автор книги Закон утверждает о врачах по званию их много, наделе же как нельзя менее . В книге О благоприличном поведении говорится о тех, кто, обладая профессиональной ловкостью, обманывает людей... Их всякий может узнать по одежде и прочим украшениям . Что же касается истинных врачей, то, обладая многими положительными качествами ( к спорщикам требовательны, предусмотрительны в завязывании знакомств с подобными себе и т.д.), они также отдают в общее сведение все, что приняли от науки . Впрочем, в свете текста Клятвы это в общее сведение , скорее всего, включает лишь ограниченный круг избранных. [c.101] Очень высоко на шкале социальных ценностей в древнегреческом обществе стояло бескорыстие врачей. Не раз врачи, находившиеся на государственной службе, в трудные для полиса времена отказывались полностью или на определенный срок от причитавшегося им жалованья. Здесь уместно вспомнить, что в древнегреческой мифологии характернейшей особенностью покровителя медицины Асклепия была филантропия. И если теперь вернуться к одной из важнейших идей этики Гиппократа, согласно которой жизнь врача должна соответствовать его искусству, то можно глубже понять эту идею не только профессиональной деятельности врача, но и самой его жизни должна бьitь присуща филантропия. [c.102] Мы подошли к исключительно важной проблеме - врачевание и вознаграждение за него. Труд врача оплачивался в Древней Греции высоко (лучше, например, чем труд зодчих). Основная масса врачей жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Автор Наставлений советует своему ученику Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу. - то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности . [c.102] Слова презрение к деньгам необходимо, впрочем, понимать с учетом всего контекста этических сочинений Корпуса Гиппократа . Так, автор Наставлений советует своему ученику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подходить к разным пациентам И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить... (6). [c.103] этика Гиппократа - это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом и отношение врача к обществу. Она оказала огромное влияние на моральное сознание медиков Древней Греции и Рима. [c.103] Выше уже отмечалось, что еще за полтора тысячелетия до н. э. те, кто начинал учиться на врача, давали профессиональную клятву. Во многом нормы, содержащиеся в этой клятве, совпадают с нормами европейской медицинской этики, в силу чего считается, что древние греки могли заимствовать их из Индии. Так, ученик обязывался высоко чтить своего учителя -вплоть до личного самопожертвования вести аскетический образ жизни ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно всем сердцем и всей душой не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний хранить в тайне профессиональные секреты. [c.104] В отличие, однако, от норм, характерных для западной медицинской этики, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания. [c.104] Своеобразным мостом между античной и современной европейской медициной стало наследие великих гфабских врачей. Медицина ислама - это прежде всего собирание и толкование древнегреческой и древнеримской медицины, обогащенной сведениями из Индии, Ирана и Египта. Клятва Гиппократа была известна средневековым мусульманским ученым и, более того, использовалась ими с тем лишь изменением, что вместо греческих богов в ней фигурировали Аллах и его пророки. [c.104] Из этих ученых прежде всего следует назвать Авиценну, или, в арабском произношении, Ибн-Сину 9 0- 0Ъ1), который перенес в Европу высокую культуру Востока. Канон врачебной науки Авиценны, подлинная энциклопедия научных знаний того времени по общей и частной патологии, вплоть до конца ХУП в. использовалась в Европе в качестве учебника. [c.104] Другой известнейший врач средневековой эпохи - Маимо-нид (1135-1204) был представителем двух культур еврейской и арабской. В своем труде Учитель заблудших он уделил большое внимание врачебной этике. Так, к примеру, он утверждал смелое для Востока правило ради тяжелого больного, родильницы можно нарушить все предписания Субботы и считать ее обычным днем . Характерна его критика всякого рода суеверий, применения амулетов, медицинской астрологии. [c.104] Вернуться к основной статье