ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Спидофобия и требования медицинской этики из "Введение в биоэтику" В сознании же самих ВИЧ-инфицированных на первом плане нередко оказывается страх перед дискриминацией и стигматизацией, социальным остракизмом. Как известно, поначалу в западных странах СПИД распространялся в основном среди так называемых маргинальных социальных групп - гомосексуалистов, наркоманов, проституток. Строгие моралисты не раз заявляли, что СПИД есть кара Божья за грех гомосексуализма , спортивный секс , секс-туризм и т.п. Негативное отношение общества к представителям названных маргинальных групп по инерции было перенесено на всех ВИЧ-инфицированных лиц, причем их стигматизация многократно усиливалась нарастающим страхом перед СПИДом. [c.339] Уместно, видимо, в связи с обсуждаемой проблемой сравнить СПИД с раком. Диагноз рака воспринимается массовым сознанием и отдельным человеком как смертный приговор. Диагноз психического заболевания нередко стигматизирует человека. Больные СПИДом, как правило, испытывают и то и другое сознание неизлечимости, обреченности на смерть усугубляется эмоциональной изоляцией, враждебным отношением к ним со стороны общества. [c.339] Из сказанного прежде всего следует особая значимость сохранения врачебной тайны в случаях ВИЧ-инфекции. [c.339] В особенности в прошлые годы зарубежные и отечественные средства массовой информации были полны сообщений о фактах насилия над больными СПИДом, изгнания их из родных мест, создания вокруг них эмоционального гетто и т.п. Так, в Буэнос-Айресе больные СПИДом содержались на цепи, а в одном из городов США соседи подожгли дом, принадлежавший семье, в которой три ребенка были ВИЧ-инфицированы. Российские газеты писали о случае, когда рейсовый автобус, следовавший из Элисты (где в это время была обнаружена вспышка внутрибольничного заражения детей СПИДом) в Волгоград, забрасывали камнями. Как видим, имея дело с ВИЧ-инфицированными или больными СПИДом, врачу приходится сталкиваться не только с клинической реальностью, но также и со связанными с этим заболеванием мифами и предрассудками, распространение которых во многом порождается невежеством значительной части населения - он должен иметь достаточно мужества, чтобы противостоять этим проявлениям. [c.340] Между тем запрет на какую-либо дискриминацию (в том числе и больных СПИДом) является нормой международного права, содержится во многих документах, принятых различными международными организациями, членом которых является и наша страна. [c.340] Можно в связи с этим напомнить и моральное обязательство врача, содержащееся в Женевской декларации Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) Я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, национальной или расовой принадлежности, политической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом (курсив наш - Авт.). [c.340] На примере отношения медиков к ВИЧ-инфицированным лицам, представляющим названные выше маргинальные группы, особенно хорошо видна важность принципа делай благо , в соответствии с которым моральным долгом медицинского работника является оказание профессиональной помоши, проявление заботы и сострадания к таким jn4naM, а не оценка их образа жизни. Заметим, кстати, что для медицинской науки до конца не ясно, является ли гомосексуализм особой половой ориентацией или одной из форм психического расстройства. [c.340] В первых же документах, принятых ВОЗ, ВМА и другими международными организациями в связи с нарастанием пандемии СПИДа, одно из центральных мест заняло специально выделяемое требование не допускать дискриминации ВИЧ-инфицированных, а также лиц, представляюших так называемые группы риска . Важно, однако, не только моральное осуждение дискриминации больных СПИДом, но и создание соответствующих гарантий. Дело в том, что борьба с дискриминацией является одним из компонентов борьбы со СПИДом как таковым. Об этом, в частности, четко говорится в принятой в 1988 г. Резолюции ВОЗ СПИД избежание несправедливости в отношении лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом . [c.341] Отказы врачей и других представителей медицинской профессии оказывать помощь ВИЧ-инфицированным - это едва ли не самая напряженная с точки зрения медицинской этики проблема. Проведенное еще в начале 90-х годов в США исследование показало, что, отказывая в помощи больным СПИДом, врачи ссылались на недостаточную специальную подготовку, страх перед инфицированием, отвращение к гомосексуалистам, наркоманам или другим представителям фупп повышенного риска , а также на опасения отпугнуть других пациентов. [c.342] Когда журналист Московского комсомольца решил провести расследование об отношении населения к СПИДу, он обратился в химчистку, парикмахерскую и, наконец, в частную стоматологическую поликлинику, выдавая себя за ВИЧ-инфицированного. Везде ему было отказано в обслуживании. [c.342] Между тем подобный отказ не отвечает не только нормам медицинской этики и этики вообще, но и требованиям закона. Закон РФ О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) предписывает ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям (Ст. 14) не допускается... отказ... в приеме в ... учреждения, оказывающие медицинскую помощь (Ст. 17). [c.342] Наряду с отказом в помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики является разглашение соответствующего диагноза. Имеется огромное множество примеров, когда такого рода неэтичное и противозаконное поведение медицинских работников инициировало дискриминацию, остракизм, а то и прямое насилие по отношению к вирусоносителям или больным СПИДом. Так, в ходе расследования случая внутрибольничного заражения ВИЧ фуппы детей в г. Элисте был выявлен первоначальный источник инфекции - умерший за несколько месяцев до этого ребенок, родители которого также оказались инфицированными. Факт стал известен не только медикам и лицам, участвовавшим в расследовании, но и посторонним, после чего несчастная семья подверглась такому остракизму. [c.342] Разглашение врачебной тайны медиками зачастую было проявлением все той же спидофобии в обществе, то есть работники здравоохранения не только нарушали законные права своих пациентов, но и сами становились проводниками настроений страха перед СПИДом. [c.343] Когда центры, проводящие тестирование на СПИД, передавали сведения в районные санэпидстанции, их действия не противоречили действовавшему в то время Закону РСФСР о здравоохранении (197 г.), статья 19-я которого гласила Руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения в случаях, когда этого требуют интересы охраны здоровья населения . При нигилистическом отношении к врачебной тайне возможности для утечки такой служебной информации оказывались практически безграничными. [c.343] С учетом сложившейся ситуации в статье 7-й принятого в 1991 г. Закона СССР О профилактике заболевания СПИД было зафиксировано требование Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных обязанностей стали известны сведения о проведении медицинского освидетельствования на заражение ВИЧ (заболевание СПИД) и его результаты, обязаны сохранять эти сведения в тайне . [c.343] Статья 61 - Врачебная тайна - действующих сегодня Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан содержит не только определение объекта врачебной тайны (сведения о результатах медицинского освидетельствования, о диагнозе, прогнозе и т.д.), но и требование, которое хотелось бы подчеркнуть особо Гражданину должна быть подтверждена конфиденциальность передаваемых им сведений . Далее в названной статье перечислены ситуации, допускающие передачу сведений о пациенте, составляющих врачебную тайну, без его согласия одной из таких ситуаций, согласно Закону, является угроза распространения инфекционных заболеваний . [c.343] Как видим, в контексте медицинской этики врач и здесь призван искать компромисс между личными интересами пациента, с одной стороны, и общественными интересами, с другой. Это - еще одна непростая моральная дилемма, которую ставит перед врачом его профессия. [c.343] Вернуться к основной статье