ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Эмоции человека в общественном измерении из "Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях" С этой точки зрения каждая социально-экономическая формация и условия ее реализации имеют свой психологический эквивалент, определенный тем, что и как используется в психике человека при его обучешли, труде и управлении. [c.28] собственно, и отличаются между собой различные виды принуждения к труду внеэкономическое — при рабовладении и социализме и экономическое — при капитализме, каждое из которых дает все более высокую производительность труда. С этой точки зрения, труд при социализме должен стать еще более производительным. Однако этого не произощло, поскольку не были соблюдены принципы социалистического труда, не созданы внеэкономические формы принуждения к труду, а его психологическая структура разрущена. [c.28] Р1ндивидуальное развитие психики находится в тесной связи с развитостью общественной психологии, в частности, общественного сознания и наоборот, чем больщего развития достигает расцвет каждой личности, тем положительнее это сказывается на состоянии общества. [c.28] Совокупный опыт индивидуальной памяти, материализованный в культурно-исторических ценностях, дает нам историческое сознание. Но если нет исторических памятников, нет книг по истории и т.п., то это сказывается и на индивидуальной памяти, которая не может быть развитой вообще без опыта общественной памяти. [c.28] Эмоциональное развитие каждого человека зависит также от общественной эмоциональной жизни, от ее богатства и развитости. В этой связи надо иметь в виду, что общество может жить не только эмоционально и находиться в состоянии стрессов. [c.29] Часто стресс и эмоции принимают за нечто идентичное и тождественное. Это неверно. Стресс как раз и возникает тогда, когда аппарат эмоций не срабатывает. К этому надо добавить, что в отличие от эмоций стресс в третьей своей фазе может вызывать гибель организма. В кровь выделяются метаболиты антистрессовой системы ГАМК, опиоидные пептиды, простогландины и т.д. (Ф.З.Меер-сон с соавт., 1988). [c.29] Соответственно первоочередной задачей психологического обеспечения перестройки и реформ общества должен явиться перевод его из состояния стресса в состояние эмоционального реагирования. Значит, чтобы возникло эмоциональное реагирование необходимо развить футурологическое сознание, как общественное, так и индивидуальное, т.е. способность человека упреждать, предвосхищать, заглядывать в будущее или, как говорят психологи, осуществлять функцию антиципации. Именно прогнозы человека основа его эмоций, оцениваюцих вьщелен-ные перспективы относительно реальных изменений в жизни. [c.29] Говорить об этом еще приходится и потому, что в кодексе гуманизма и общечеловеческих чувств футурологическое сознание — это не просто идеи того времени, той современности, которые явились человеку задолго до сегоднящнего дня. То, что они предществовали будущему и были в свое время передовыми, а сегодня стали общественным сознанием, говорит о том, что есть идеи, которые адаптируют человечество и к его будущему. Они потому и должны упреждать свое время, что без упреждения невозможно никакое приспособление общества и человека к новым условиям жизни. [c.29] Любое общественное сознание, любая истинная идеология, ровно как и искусство, должны обладать этим свойством. [c.29] Это представляется столь важным, что нуждается в особом рассмотрении, тем более, что в настоящем именно эта роль искусства часто отрицается. [c.30] Что происходит, когда общественное сознание перестает заглядывать в будущий день и занято только днем текущем Известный американский психолог-практик Дейл Карнеги, рекомендуя способ избавляться от эмоций, предполагает жить только сегоднящним днем. Совет проверен на деле и справедлив, потому что эмоции как раз и оценивают нащи прогнозы относительно реальных изменений в жизни. Понятно, что если нет прогнозов — эмоции ни к чему. Живущие по совету Карнеги сегоднящшлм днем действительно отличаются эмоциональным спокойствием. [c.30] У нас накоплен огромный опыт по части их сверщения. Едва ли в мире представится еще случай изучить такие социальные события, как неудавщаяся попытка перехода из феодализма, минуя капитализм, прямо в социализм. [c.30] Из вышеизложенного следует, что психологическое обеспечение перестройки и реформ имеет сложную временную структуру. Так, осознание человеком зависимости получаемого им количества денег от реализации продукции его труда сразу повлияет на отношение к делу. Срабатьюает изначальная адаптационная функция психики — приспосабливание человека к изменяющимся условиям работы и жизни. Однако выполнение самого дела, его качество будут зависеть уже от того, как развита психика и особенно те ее составлякацие компоненты, которыми обеспечивается профессионализм человека и которые зависят от общественной психологии. [c.31] Пора отдать себе отчет, что есть психологические законы развития общества и что вообще люди ничего не делают без участия своей психики. [c.31] Эти законы, в частности, состоят в том, что в недрах общественного сознания некоторые идеи овладевают массами и вместе с тем адаптируют их к последующей жизни только потому, что они упреждают эту будущую жизнь. [c.31] Но какова потом роль этих идей, уже воплощенньк, ставших социальными завоеваниями Здесь надо также иметь в виду, что связанная с ними общественная мотивация и потребности, когда их удовлетворение гарантируется обществом, теряют личностный смысл для человека. [c.31] Шенно по этой схеме, например, забота государства в виде домов для престарелых, пенсий, медицинской помоши и т.п. вместе способствовала тому, что сегодня уже почти нигде за столом не сидят вместе родители, дети, внуки и правнуки. Значит ли это, что надо, как иногда об этом говорят, на смену удовлетворенным потребностям и связанным с ними мотивам формировать новые и что тем самым можно избежать нравственных уронов в обществе Но не в новых потребностях дело. К сожалению, правда состоит в том, что в обществе, в котором осуществление власти командно-административной системы построено только на потребностной сфере, любое социальное завоевание неизбежно оборачивается нравственным уроном, по той причине, что сама такая власть системы была безнравственна. [c.31] Вернуться к основной статье