ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Металлические формы из "Гальванотехника в декоративном искусстве" Для изготовления форм пригоден свинец, обладающий наивысшей пластичностью, например свинец марки СО-экстра (ОСТ 2885), применяемый в аккумуляторной промышленности. Он должен быть равномерной толщины и не иметь внешних пороков (раковин и пленок). [c.55] Листовой свинец используют исключительно для изготовления форм с небольших металлических моделей, имеющих низкий рельеф и могущих выдерживать значительное давление (не менее 30 кг1смР) без каких-либо деформаций. Поэтому для изготовления свинцовых форм пригодны модели главным образом из стали или бронзы, что ограничивает применение таких форм в гальванопластике. Толщина свинцового листа должна быть не менее чем в полтора-два раза больше высоты рельефа.. [c.55] Перед тиснением формы свинцовый лист чистят стальной щеткой и скоблят до получения гладкой поверхности. Подготовленный свинец смазывают машинным маслом для устранения прилипания к нему модели и приступают к тиснению. [c.56] Лист свинца помещают на гладкую стальную плиту, на которую в качестве подушки предварительно кладут 30—40 листов газетной бумаги, на свинец накладывают модель, а поверх — гладкую и вполне плоскую плиту. Затем плавным нажатием пресса на стальную плиту делают оттиск наибольшую плавность подачи создают гидравлические прессы. При использовании маломощных прессов можно, дтроизводить тиснение и по частям, но для этого требуется большая осторожность и навык, чтобы не деформировать модель. [c.56] Полученную форму обезжиривают в бензине для удаления масла. К готовой свинцовой форме припаивают легкоплавким припоем контакт-подвеску требуемого сечения и покрывают форму с обратной стороны плотным слоем, воска, парафина или лака для защиты нерабочей ее стороны от наращивания металла. [c.56] Рабочую поверхность формы обливают 2-процентным раствором каучука или воска в бензине, по высыхании которого ватным тампоном или кистью наносят графит до образования ровного серебристо-черного слоя. Остаток графита сдувают мехом или фу-кером (насос типа велосипедного) и опускают форму в электролит. [c.56] Для получения бесшовных алюминиевых пустотелых форм методом пульверизации восковую скульптуру—копию модели — покрывают распыленным металлом, который наносят давлением воздуха. Металл вылетает из сопла аппарата в виде частиц диаметром 0,1—0,15 мм. [c.56] Толщина слоя металла, наносимого пульверизацией, составляет от 3 до 10 мм. [c.57] Для получения бесшовных форм из распыленного алюминия. восковые или пластилиновые копии моделей покрывают металлом, затем воск или пластилин выплавляют из готовой алюминиевой формы через заранее проделанные отверстия или через плинт скульптуры. [c.57] Для снятия гальванической копии с алюминиевой формы наращивают медь внутри формы прокачиванием электролита, затем алюминий удаляют растворением. [c.57] Для получения металлических форм распылением алюминий имеет преимущества сравнительно низкую точку плавления, (660°), хорошую растворимость в едком натре или подогретой соляной кислоте. [c.57] Для получения бесшовной медной скульптуры в алюминиевых формах предварительно отливают восковую композицию в гипсовой кусковой форме обычным способом, но без стержня внутри модели. [c.57] Отделав швы, образовавшиеся после отливки восковой копии модели, распыляют алюминий. [c.57] Как было упомянуто выше, при изготовлении формы оставляют в ней отверстия, служащие для выплавления воска, промывки формы и для прокачивания электролита через форму. Отверстия располагают в отдаленных узких частях скульптуры, где при отсутствии прокачивания электролит застаивается. [c.57] Отверстия могут быть диаметром в 2—3 мм и больше, в зависимости от размеров скульптуры. Во избежание заращивания отверстия должны быть снабжены резиновыми трубками. Главное отверстие должно иметь штуцер из пластмассы для шланга, подающего электролит от насоса. [c.57] При наращивании меди в закрытой алюминиевой форме последняя сама служит ванной. Электролит можно подавать самотеком или насосом. [c.57] Алюминиевые (а также силуминовые и дюралевые) формы растворяют в подогретых до кипения едких щелочах — едком натре или едком калии. Еще быстрее они растворяются в 30-процентной соляной кислоте, подогретой до 30—40°. Однако при этом поверхность медной репродукции становится матовой. Матовость устраняется крацеванием скульптуры вращающейся мягкой латунной щеткой. [c.57] Достоинством способа изготовления форм распылением является возможность получать такие формы с небольших объемных скульптур и барельефов, имеющих поднутрения и замки. [c.58] Изготовление форм из легкоплавких сплавов, обладающих особо низкой температурой плавления,— один из удобных способов репродуцирования скульптур. Такие формы можно снимать с копий моделей пластмассовых, гипсовых, деревянных, из тугоплавкой восковой композиции и других материалов. [c.58] Дороговизна металлов, входящих в легкоплавкие сплавы, ограничивает применение этих сплавов для изготовления крупуых форм. [c.58] Вернуться к основной статье