ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Развитие атомистических представлений в учении о материи из "Система химических элементов" Процесс систематизации химических элементов является только звеном в непрерывной цепи познания структуры материи. Он протекал в русле концепции о дискретном ее строении, т. е. путем последовательного развития учения об атомистике. [c.13] В предисловии к сборнику [5] отмечается, что открытие Периодического закона и разработка Периодической системы Д. И. Менделеевым явились вершиной атомистики в XIX веке . Следовательно, чтобы понять всю значимость открытия Периодического закона и его связь с атомистическим учением, необходимо восстановить в памяти хотя бы основные этапы развития учения о дискретном строении материи от древних греков до наших дней. В то же время надо отдавать себе отчет в том, что сам процесс систематизации химических элементов являлся достаточно самостоятельной и исторически специфической задачей. [c.13] Как отмечает А. Н. Аверьянов [2, с. 174] Первым этапом познания является анализ, выделение элементов системы, которые уже потом мысленно воссоединяются, интегрируются в систему . Данное методологическое положение во всей своей полноте характерно для первого этапа познания естественного множества химических элементов. Он длился более ста лет, пока число открытых и изученных химических элементов не достигло определенной критической величины, после которой стали видны интегративные связи между ними. [c.14] Главными трудностями для систематизаторов начального периода было недостаточное число открытых химических элементов и неполное знание их физико-химических характеристик — оснований систематизации, что и обрекало их попытки на неудачу. [c.14] Более глубокое познание свойств и строения материи происходило параллельно с попытками привести уже известные химические элементы к какому-то порядку, классифицировать их. Долгое время эти попытки были безуспешными, и для этого были объективные причины. И не только потому, что было известно недостаточное число химических элементов, но и потому, что само понятие предмета систематизации еще не было четко сформулировано. [c.14] Рассмотрим вкратце историю возникновения, развития и становления таких понятий науки о веществе, как дискретность, непрерывность, атом, химический элемент. Исторически возникли и сложились два полярных концептуальных подхода в познании материи субстанционная концепция, признающая делимость (дискретность) материи и континуальная концепция, признающая непрерывность (сплошность) материи. Обе они родились еще в древности и развивались параллельно в конкурентной борьбе. [c.14] Идеи Левкиппа поддержал и развил его ученик и друг Демокрит (460 лет до н. э.) [6, с. 147]. В их представлении атомы — это частицы, не обладающие качествами, отличающиеся друг от друга лишь фигурой и величиной и находящиеся в непрерывном движении. Сталкиваясь и сцепляясь друг с другом, атомы образуют многочисленные вещи. [c.15] Конечно, эти представления о строении материи далеки от сегодняшних. Но концептуально они оказались верными и указали правильное направление для научных поисков. Истинная ценность идей Левкиппа-Демокрита превзошла ожидания даже самих авторов. Демокрит, говоря, что ...истинная природа вещей (атома) не доступна чувству и постигается лишь с помощью мышления , даже в далекой перспективе не видел возможности обнаружить атомы экспериментально. [c.15] Потомки высоко оценили атомистические идеи древнегреческих философов. Ф. Бекон писал в начале XVH в. (спустя две тысячи лет со времени выдвижения идеи) ...учение Демокрита об атомах либо истинно, либо с пользой может применяться в доказательстве . [c.15] В истории больше закрепилось имя Демокрита. Наверно потому, что его трудов сохранилось больше, да и теория концептуально была доработана им. Важнейшие положения атомистической доктрины Демокрит развил до универсальной философской системы. Его учение считают прототипом последовательного материалистического учения, оказавшего огромное влияние на развитие естествознания. Атомистическое учение древних греков так и называется — атомистика Демокрита . [c.15] В 340-270 гг. до н. э. учение о дискретном строении материи было продолжено тоже древнегреческим философом-материалистом Эпикуром, окончательно закрепившим понятие атом в научной терминологии. По Эпикуру все тела представляют собой соединения плотных неделимых частиц — атомов, различающихся по величине, весу и форме атомы вечно движутся в пустоте с одинаковой скоростью [6, с. 802]. [c.15] Сегодня многое из представлений древнегреческих философов кажется наивным. Однако надо помнить, что главная идея их концепции — дискретность материи — незыблема до сих пор, а атом как гипотетическая частица до сих пор остается предметом научного поиска. Правда, по непонятной причине этой гипотетической частице материи ученые присвоили новое название - кварк Если исходить из понимания истинной сути гипотетического атома древних и преемственности в использовании научных понятий до их исчерпания, то становится очевидным, что вводить понятие кварка не было никакой необходимости. [c.16] К сожалению, сегодня многие ученые-естественники не придают этому факту должного значения. Возможно, этому способствовало то обстоятельство, что за два с лишним тысячелетия термин атом постепенно утратил свой изначальный смысл и приобрел как бы широкий смысл дискретности вообще. Оформилось новое направление — атомистика (от слова атом ), адекватное по смыслу субстанционной концепции, подменив ее. А сам термин атом перекочевал на другую частицу материи, которая, по сути, является полинуклоном, сложной частицей. [c.16] Континуальная концепция тоже зародилась в Древней Греции. Ее родоначальником считают Аристотеля (322 г. до н. э.). Он отвергал атомистические представления о материи. У Аристотеля качества существуют сами по себе, безотносительно к предметам, свойствами которых являются. В своем подходе в объяснении окружающего мира Аристотель выделял в качестве составляющих его первооснов так называемые философские элементы . (Он даже не употреблял термина строение материи ). Элемент он определял как первооснову вещи, из которой она слагается и которая по виду не делима на другие виды [6, с. 35]. За основные начала (принципы) природы Аристотель принял четыре качества тепло, сухость, холод, влажность, при существовании одной, пассивной первичной материи (протила). Для объяснения механизма функционирования данной системы он поставил над ней нематериальную силу, которую назвал 5-й сущностью, или квинт /ссенцией. [c.16] К сожалению, и сегодня наблюдается нечто подобное в ядерной физике. Например, говорят Изучаем сильные (слабые) взаимодействия . Не что с чем взаимодействует, а как взаимодействует Сами взаимодействующие материальные агенты остаются как бы ни причем. Это типичный случай подмены материальных объектов их свойствами. Своего рода перевернутая методология познания. [c.17] Парадоксом истории познания является тот факт, что два коренных понятия современного естествознания — атом и химический элемент родились в лоне противоположных научных концепций. Это и сделало путь их смыслового сближения долгим и сложным. [c.18] Сегодня химический элемент — это вид атомов Оказыва-егся, как все просто Один атом — просто материальная частица. Много одинаковых атомов (вид) — это уже химический элемент. Правда, надо помнить, что под атомом в данном случае понимается не гипотетический атом древних греков, а как уже упоминалось выше, конкретная частица материи (вещества) определенного состава и строения, по недоразумению унаследовавшая имя гипотетической частицы древних греков. [c.18] Учение Аристотеля, по своей сути, было метафизическим, идеалистическим учением. Его квинтэссенция хорошо умещалась в ложе верховного разума , что подводило как бы научную базу под доказательство существования Бога. Церковь оценила и поддержала философскую концепцию Аристотеля. Более того, использовала ее в своих интересах. Ей нужна была опора на авторитет философа, который у него в то время был достаточно высоким. Ей важно было вбить клин между учеными разных концептуальных направлений, чтобы легче было противостоять истинной науке, в которой церковь видела своего главного мировоззренческого противника. И этот коварный прием ей блестяще удался. [c.18] Возрождение атомистических, подлинно научных представлений о строении материи наступило только в XVII в. Первым в защиту атомизма открыто выступил англичанин Френсис Бекон в начале XVII века. Вслед за ним английский химик Р. Бойль в своем труде Скептик химик (1661 г.) выказал четкое отрицательное отношение к элементам Аристотеля и концепции, развиваемой его последователями. Этот его шаг был равноценен объявлению войны на двух фронтах сразу — с последователями Аристотеля в науке и с церковью. [c.19] Задачу науки химик Бойль определил как изучение элементов и их соединений . Здесь уже просматриваются наметки на понимание дискретности части и структурированности (сборности) целого. Если перевести это его высказывание на современную терминологию, имея в виду, что химический элемент — это вид атомов, то получится Задача химии состоит в изучении видов атомов и их соединений . Или в более широком плане — атомов и их соединений . Как сегодня нам известно, индивидуальным агентом (субъектом) химического взаимодействия является атом. [c.20] Вернуться к основной статье