ПОИСК Статьи Рисунки Таблицы Азометиновые красители из "Химия красителей" При замене атома азота метиновой группой изменяются и химические свойства красителей. Азометиновые красители легко расщепляются под действием разбавленных минеральных кислот, особенно при нагревании. В связи с этим практическое значение приобрели только те красители, которые достаточно устойчивы в условиях крашения и эксплуатации. [c.148] Для повышения химической устойчивости азометиновых красителей, как и в случае азокрасителей, получают их комплексные соединения с металлами. Комплексообразование возможно при наличии в молекулах красителей гидроксильных групп в о-положении к азометиновой группировке. Атом азота азометиновой группировки, участвуя в образовании комплекса, стабилизирует ее и делает устойчивой к гидролизу. [c.148] Металлом-комплексообразователем чаще всего служит хром. Нерастворимые в воде хромсодержащие комплексы применяются как дисперсные красители для крашения химических волокон, а водорастворимые комплексы используют для крашения шерсти и шелка как металлсодержащие красители. [c.148] Примером желтого хромсодержащего красителя является Цапо-новый прочно-желтый Г (нейтральный комплекс состава 1 1). Его получают взаимодействием салицилового альдегида с 2-амиио-4-нитрофенол-6-сульфокислотой и последующей металлизацией путем нагревания с Сг(804)3 в серной кислоте. [c.148] Другой пример — краситель Перлоновый прочно-желтый РС (анионный комплекс состава 1 2). Он, как и кобальтсодержащий азокраситель Кислотный рубиновый Н2СМ. (анионный комплекс -состава 1 2), окрашивает шерсть и полиамидное волокно из нейтральной или слабокислой ванны. [c.148] При совместном окислении цветного компонента и цветного проявителя образуется азометиновый краситель. Ниже приводятся примеры цветного проявления для получения желтого и пурпурного красителей. [c.149] Эти два компонента и голубой компонент, внесенные в фотоэмульсию, после засвечивания пленки и проявления образуют красители трех цветов (желтый, пурпурный и голубой), которые, смешиваясь между собой, и создают многообразие цветов и оттенков на цветной кинопленке или фотографии. [c.150] Вернуться к основной статье